?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Художник, поэт и муза. Из коллекции Будапештского музея изящных искусств
galik_123

Эдуард Мане, 1832-1883. Дама с веером (Жанна Дюваль), 1862

Эдуард Мане (1832-1883) учился в Школе изящных искусств у Кутюра. Но истинными учителями его были французские живописцы Делакруа и Курбе, а также венецианцы, испанцы Веласкес и Гойя. Эдуарда Мане прежде всего интересовало естественное и непосредственное, свободное от условностей изображение человека. После путешествия в Испанию под влиянием увиденных там произведений Веласкеса и Гойи он с необыкновенной силой запечатлел характерные фигуры из своего окружения. К числу прекрасных его работ испанского периода относится и будапештская картина "Дама с веером".
В 1862 году в своей парижской мастерской Мане написал портрет Жанны Дюваль, возлюбленной Шарля Бодлера, сыгравшей драматическую роль в жизни поэта. Известный французский поэт и критик XIX века Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) принадлежал к числу друзей Мане и был одним из немногих, кто рано признал импрессионистов и оценил силу и красоту искусства Мане.

Печальный и мрачный портрет был написан, когда Жанна была тяжело и безнадёжно больна. В её лице и позе ясно чувствуется глубокая душевная тревога и болезненное состояние. Наклон головы, протянутая худая рука и неподвижно вытянутая нога, видная из-под огромного кринолина, с одной стороны, и неуместный наряд, веер и занавеска с узорами  за диваном, - с другой, только подчёркивают такое впечатление.



На фоне тончайшей кружевной шторы сидит на тёмно-зелёной кушетке Жанна Дюваль в бело-зелёном платье. Мане воссоздаёт здесь атмосферу парижских ателье и стихов Бодлера. Cвободная манера живописи и незавершённость деталей усиливают впечатление импровизации. Портрет "чёрной Венеры" Жанны Дюваль остался незаконченным. Из наследства Мане он попал в Берлин, где в 1916 году его купили для Будапештского музея изящных искусств. В бременском музее хранится акварельный эскиз к этой работе.
В 1844 году Бодлер познакомился с Жанной Дюваль, которая стала его любовницей на двадцать лет, вдохновившей поэта на создание лучшего сборника стихов "Цветы зла".  Жанна Дюваль (1820-1862) - мулатка родом с Гаити, статистка маленького парижского театра, была невысокого роста, кареглаза и обладала роскошными волосами. По рассказам друзей поэта, она не являлась красавицей, не блистала умом, была меркантильна и поверхностна. Однако в Шарле эта женщина с сомнительной репутацией вызывала самые романтические чувства. Бодлер тратил на капризы любовницы все, что зарабатывал, а ветреная Жанна сорила деньгами Шарля и даже оплачивала счета своих знакомых мужчин.
...
Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,
Тебя, великую молчальницу мою!
Ты — урна горести; ты сердце услаждаешь,
Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,
И недоступнее мне кажется в тот миг
Бездонная лазурь, краса ночей моих!
...
В 40 лет Жанну Дюваль парализовало. Поэт поместил возлюбленную в хорошую клинику и каждый день навещал. Когда Жанна немного пришла в себя, она тут же переехала в дом Бодлера, не спрашивая его согласия. Вскоре Дюваль вернулась к привычному образу жизни.
Самое удивительное в этой любовной истории, что для Шарля Бодлера, известного своим вызывающим и отнюдь неправедным образом жизни, чувства к этой порочной женщине стали самым светлым пятном в жизни. Она подарила ему душевные терзания и вогнала в долги, а он посвятил ей свои лучшие стихи и отдал практически последние деньги.
Нищета и переживания подорвали здоровье поэта. Весной 1865 года его парализовало, и родственники перевезли Бодлера в Париж. Его поместили в лучшую лечебницу города, но 31 августа 1867 года он скончался. По некоторым сведениям, Жанна Дюваль, несколько лет прожила в нищете и умерла в больнице для бедных.



promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Какая интересная история!Бодлера жаль.Спасибо!

Да, яркий пример того, что творческие люди не вписываются ни в какие житейские рамки.

  • 1