galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

История старого Голицынского городка



Так получилось, что с историей городка Голицыно в Московской области мы познакомились благодаря дождю. Экспозиция "По Голицынским проспектам. Вязёмы. Век ХХ", расположилась в кухонном флигеле, куда мы и зашли, когда стал накрапывать небольшой дождик.

1. Как оказалось, не зря - Голицыно затронули многие важные исторические события: Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная Война и многие другие...




2. Первые упоминания о Голицыне связаны со строительством железной дороги Москва - Смоленск - Брест в 1870 году. 150 лет назад открылось движение по железнодорожному направлению Москва-Брест. Эта железная дорога связала Россию с Европой и принесла Российскому государству большую выгоду.




3. Но и она же разделила огромные владения князей Голицыных на две части. С одной стороны оказались усадьба с дворцом, флигелями, парком, конным двором и хозяйственными постройками, а с другой - появилась станция Голицыно.




4. Строительство началось весной 1869 года с постройки Смоленского вокзала в Москве у Тверской заставы. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским.




5.




6. В 40 км от Москвы была построена станция, названная в честь княжеского рода Голицыных, усадьба которых находилась неподалёку. Станция включала в себя деревянный двухэтажный дом, платформу и несколько домов для обслуживающего персонала.




7. В истории осталась память о трагичесоком событии на станции Голицыно, когда произошло столкновение поездов с человеческими жертвами. Об этой катастрофе сделал репортаж известный журналист и писатель Владимир Гиляровский. Он лично побывал в Голицыне на следующий день после катастрофы и расспросил всех свидетелей трагедии. Подробное описание этого ужасного события было опубликовано 3 мая 1888 года в газете "Русские Ведомости". Позднее текст Гиляровского, но в сокращенном виде и без подписи автора, был опубликован в журнале "Всемирная иллюстрация", №21 от 1888 года.




8. В те годы на станции располагался еще старый, деревянный вокзал. Двухэтажное здание IV класса было выстроено по типовому для Московско-Брестской железной дороги проекту. На первом этаже были размещены билетный кассы и проходной зал для 3-го класса, отдельно - зал для 2-го и 1-го класса с дамской комнатой и телеграфом. В другом крыле вокзала были багажное отделение и комната начальника станции. Прямо перед зданием размещались пассажирские платформы. А несколько левее - товарные платформы.


Пассажирское здание IV класс на Московско-Брестской железной дороге. Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог / составил И. И. Волгунов. — Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1872.

9.




10.




11. В 1891 году при станции была организована корзиночная мастерская. Крестьяне окрестных деревень издавна занимались плетением корзин, но конкуренция заставляла их изготавливать всё больше товара, при этом ухудшалось качество. Для поддержки этого промысла Московское земство и Сергей Тимофеевия Морозов, основатель Кустарного музея, создали мастерскую, где обучались кустари. Помимо мебели, плели и корзины для переноски угля и кокса.


Реклама из справочника "Вся Москва" за 1927 год. Вязкустпром.

12.




13. Разнообразные изделия, мебель, образцы плетения из прутьев ивы, камыша, соломки занимают в экспозиции большую витрину.




14.




15.




16.




17. В начале XX века князь Дмитрий Борисович Голицын, будучи предприимчивым человеком, принял решение пустить землю под лесом на строительство показательного дачного  посёлка. Целью была выгодная продажа участков. Посёлок получил название Голицынский городок.




18.




19.




20.




21. С 1906 по 1910 годы были построены: новый каменный вокзал, гимназия, платформа при железной дороге, проезжие и пешеходные мосты, колодцы, проспекты освещались газовыми фонарями.


Парты из голицынской гимназии

22. В 1908 году на месте речки Вязёмки был вырыт пруд и сооружена плотина.




23. Голицынский городок широко рекламировался, но посёлок застраивался всё же медленно. Причиной была высокая стоимость участков. Участки приобретали в основном представители творческой интеллигенции. Так дачу себе построил здесь основатель Русского драматического театра, драматург и переводчик Фёдор Адамович Корш (1852-1923).




24. Ф.А. Корш  происходил из дворян - сын старшего врача при штабе Кавказского гренадерского полка. Среднее образование он получил, в качестве кавказского стипендиата, в гимназических классах Лазаревского института восточных языков (1866-1870). Затем окончил юридический факультет Императорского Московского университета со степенью кандидата права. С детства увлечённый театром, Фёдор Корш, после того как была уничтожена монополия казённых театров, 30 августа 1882 года основал в Москве Русский драматический театр (Театр Корша, Московский частный театр Ф. А. Корша), ставший самым крупным и популярным в Москве общедоступным театром. В театре Корша впервые были поставлены пьесы А.П. Чехова "Иванов" (1887), "Медведь" (1888), Л.Н. Толстого "Плоды просвещения" (1894), "Власть тьмы" (1895). Ныне его здание занимает Театр наций.


Фото:  ru.wikipedia.org

25. В 1917 году Корш продал свой театр и уехал на Кавказ. Последние дни своей жизни он провёл в подмосковном Голицыне. В 1932 году по договоренности с родственниками Корша его дом перешел к Литфонду и стал Домом творчества писателей. Дом Корша на лесном участке, построенный, как и многие голицынские коттеджи, из бетонных камней "Торонто" инженера Цубербиллера, относился к достопримечательностям Голицына. Ещё при жизни Корша в доме существовал детский сад, в устройстве которого принимала деятельное участие С.И. Фонская (1897-1967), в первом замужестве Корш. Она приспособила частный особняк с камином и большой верандой к требованиям новой жизни, получив взамен более скромный дом поблизости. С этого времени она стала первым и бессменным директором голицынского Дома писателей в продолжении тридцати с лишним лет.


Дом творчества писателей. Гравюра Ф.Д. Константинова. 1967 год. Из книги "Дом в Голицыне" С.И. Фонской

26. В 1930-е годы Голицыно стало местом творчества советских писателей. Уже в 1932 году здесь нашёл временный приют Осип Мандельштам. Здесь отдыхали Анна Ахматова, Маргарита Алигер, Мариэтта Шагинян, К. Паустовский, А. Гайдар, А Фадеев, А. Твардовский, В. Катаев, Э. Казакевич. Последние дни жизни здесь провёл Антон Макаренко. В апреле 1939 года в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно он скончался от сердечного приступа, не пережив кампании критических нападок. Вернувшись из эмиграции здесь жил А.И. Куприн. Ему предоставили ближнюю от Дома творчества дачу, выплачивали приличный гонорар, публиковали беседы с ним. Жить тяжело больному писателю оставалось чуть больше года...




27.


Анна Ахматова на территории Дома творчества писателей в Голицыне. 1959 г.

28. Осенью 1939-го и зимой 1940-го Голицыно стало  одним из последних этапов трагического жизненного пути Марины Цветаевой. Благодаря поддержке Б. Л.Пастернака, через 5 месяцев после возвращения из эмиграции, после ареста мужа и дочери на даче в подмосковном Болшеве, Цветаева с четырнадцатилетним сыном Георгием Эфроном на полгода получила пристанище в Голицыне. Литфонд выделил Цветаевой две бесплатные курсовки на питание на два месяца в столовую дома отдыха, подыскав для них жилье неподалеку от писательского дома. О голицынском периоде жизни Цветаевой рассказывают дневники её сына, мемуары и письма, сокраненные её адресатами. Многих писателей, находящихся тогда в зените славы, современный читатели не вспомнили бы, если бы о них не упомянула в своих письмах Марина Цаетаева. Писательский дом в Голицыне был не слишком гостеприимен для неё, хотя временами она "царила за столом среди восхищенной писательской братии". Здесь можно было общаться хотя бы с некоторыми понимающими людьми, что, безусловно, скрашивало её жизнь, в сравнении с пережитым ею в Болшеве. Но уже к концу марта оказалось, что столоваться в Доме писателей ей с сыном не разрешено, можно лишь брать обед на дом, один на двоих. Приходилось подолгу заниматься неустроенным бытом: самостоятельно оплачивать жильё и питание, доставать дрова, таскать воду из ледяного колодца, перемывать посуду, добывать теплую одежду, собирать передачи для мужа и дочери, переезжать на другую дачу, готовить переезд в Москву. Большую часть времени, проведенного в Голицыне, Цветаева была почти изолирована от собратьев по перу. Собственная поэзия прорывалась случайными всплесками. В Голицыне она написала нескольно так называемых "голицынских тетрадей", с черновиками поэтических переводов, отрабатывая на каждой странице до двух десятнов вариантов. Там же, в черновиках - последние её стихотворения. В Голицыне закончена "Поэма Горы", переведены две старинные английские баллады, три поэмы Важа Пшавелы, составлена автобиография, подготовлен сборник стихов, разосланы многочисленные письма, в которых, кроме радости общения, звучит усталость от изнуряющей переводческой работы, болезней и недоедания, беспокойство за судьбу мужа и дочери и самые тревожные ожидания.




29. Из "Воспоминаний" Людмилы Веприцкой о Георгие Эфроне
"... Мур после Елабуги уехал в Ташкент, В Ташкенте Мур голодал: в каждом его письме к сестре тема голода звучала громко. Однако он окончил там девятый и десятый классы отлично и был первым (его сочинение по русскому было лучшее). Об этих годах Мура мне в 1978 году в Коктебеле рассказал знавший его в Ташкенте поэт Валентин Берестов. Я попросила записать. Вот его запись: "С Муром (Георгием) Эфроном меня познакомила в Ташкенте в начале 1943 года Анна Андреевна Ахматова. Она, как мне помнится, опекала Мура, стараясь делать это незаметно, и ей хотелось, чтобы у него были товарищи среди ровесников, особенно пишущих. Мур где-то задержался (кажется, он жил в том же дворе, рядом с площадью Карла Маркса, где на первых порах жила и Ахматова), я пробыл у Ахматовой в этот вечер необьчно долго. Видимо, Анна Андреевна не впервые ожидала Мура, беспокоилась о н`м и выглядывала во двор. Однажды она увидела там девушку, которая ждала Мура уже несколько часов, и это ей не понравилось. Если он сам не влюблен в эту девушку, то зачем ему, юноше, нужно, чтобы она влюбилась в него? Девушку, конечно, можно понять: Мур красив. Он читал мне страницы из своих дневников. Он был как-то не по-русски аккуратен, и его рукописи выглядели как книги с пронумерованными страницами, с полями и, помнится, без единой помарки. В дневнике была понравившаяся мне запись об Ахматовой, рассуждения о будущем Европы после победы (Мур надеяпся, что дружба между союзниками сохранится и в мирное время). Запись высказываний встреченных им знаменитых людей. Все это должно было пригодиться для его будущей работы. Он писал одновременно два романа, один - из французской жизни, другой - из русской, Мур мечтал посвятить всю свою жизнь пропагандированию (это его слово) французской культуры в России и русской во Франции. Мур стремился объективно изображать чью-то чужую жизнь, непохожую на его собственную. Четко, довольно подробно и без тени лиризма. Запомнился мне порядок в его комнатке, книгах, в бумагах. В беседах мы совсем не касались наших собственных судеб. Иногда он цитировал стихи своей матери, так же как и стихи других поэтов. Я не говорил с ним о ней. Однажды мы целой компанией ездили на машине, которую один из нас каким-то образом заполучил на воскресенье, в весеннюю степь за великолепными тюльпанами. Помню, там мы впервые услышали, а потом и сами запели знаменитую «Землянку» на слова Суркова: «Быется в тесной печурке огонь». О своем быте мы с Муром ничего друг другу не рассказывали, но его комнатка, скромная, но незалатанная одежда, талоны в столовую, где можно было встретить немало известных, свёкла, по-разному приготовленная, - всё это означало, что кто-то похлопотал за сына Цеетаевой, В Муре всегда чувствовались независимость и присущая этому возрасту энергия самоутверждения. 1.X.78."





30. В Голицыне находилась дача поэта Арсения Александровича Тарковского, писавшего в лучших традициях Серебряного века и переводившего классическую поэзию Востока. Стихи Тарковского звучали в фильмах его сына - режиссёра Андрея Тарковского: "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия".


Дом Тарковских, 2008 год. Фото Лены Арто

31. Дом в Голицыне был приобретён Арсением Тарковским в послевоенный период. Он сохранился до сих пор по адресу Пролетарсеий проспект, 19. Именно здесь, на своей даче, Арсений Александрович отпраздновал свой последний день рождения - 25 июня 1988 года. Андрей Тарковский неоднократно бывал в Голицыне, здесь же он черпал вдохновение, снимая фильм "Солярис".




32.
И взирают на обломки,
На фарфор, на серебро,
Равнодушные потомки,
Промотавшие добро.
Александр Городницкий, 1986




33.



Источники информации:
О Доме творчества писателей в подмосковном Голицыне. , vk.com/oldgolicyno , www.golitsyno.info , стенды экспозиции музея-усадьбы Большие Вязёмы
Tags: Большие Вязёмы, Голицыно, женские образы, жизнь выдающихся людей, история России
Subscribe

Posts from This Journal “жизнь выдающихся людей” Tag

Buy for 40 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “жизнь выдающихся людей” Tag