galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Стиль Михаила Нестерова. Росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители


Михаил Нестеров. Литургия ангелов, 1908-1911. Эскиз росписи алтарной апсиды Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве. Бумага, акварель. Частное собрание (ранее собрание А. Д. Корина, Москва)

"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю — он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал «стиль Нестерова», и тот стиль никогда не повторится". (В. В. Розанов )

Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе. Нестеровы были религиозной купеческой семьёй, однако родители - хорошо образованные люди широких взглядов, никогда не запрещали сыну заниматься творчеством. До двенадцати лет он учился в Уфимской гимназии, а затем переехал в Москву для продолжения образования. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, а потом снова вернулся в Московское училище. На полученные от Третьякова деньги он побывал в Европе. В период обучения Нестеров напряжённо искал свой стиль, собственный почерк и нашёл его, обратившись к истории России.

В начале прошлого века М.В. Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Фёдоровны и взялся расписывать Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором А.В. Щусевым.


М.В. Нестеров и А.В. Щусев в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Фото 1911-1912

Алексей Щусев был моложе Михаила Нестерова на 11 лет. После того как Щусев в 1903 году помог художнику в ситуации с протекающим куполом церкви святого Александра Невского в Абастумани (Грузия), Нестеров взял на себя роль покровителя молодого архитектора. При его содействии Щусев в дальнейшем получил ряд крупных заказов, над тремя из которых они работали вместе - это Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, иконостас Троицкого собора в Сумах и надгробный крест П.А. Столыпину в Киево-Печёрской лавре.
Для нас из названных совместных работ - всегда доступны одухотворённые росписи М.В. Нестерова в Марфо-Мариинской обители.


А.В. Щусев. Проект Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве // Ежегодник общества архитекторов-художников. 1909 г. С. 132





При создании церкви Марфо-Мариинской обители (1907-1912, 1914) Нестеров поставил перед собой задачу освободиться от влияния "васнецовского" стиля. Это не совпадало со взглядами Щусева, который возводил Покровскую церковь обители в духе новгородско-псковской архитектуры XII-XVI веков и хотел видеть на её стенах стилизацию под древнюю фреску. Несмотря на некоторые разногласия по этому поводу, в росписях храма Нестеров успешно осуществил своё намерение. Его росписи иллюстрируют "светлые" темы Евангелия, "мрачные" сюжеты вынесены на фасады рельефами каменной резьбы.


А.В. Щусев, М.В. Нестеров. Деисус. Шаблон центральной части иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Внизу образец чеканки. Фото 1908-1909. РГАЛИ

Нестеров в своих работах для храмов придавал серьёзное значение этюдам. По воспоминаниям дочери художника, она и её мать позировали художнику для этюдов к росписям. Многие подготовительные этюды художник написал в Италии, на Капри. Отсюда импрессионистическая многоцветность, преобладание синих и лиловых оттенков - для церковных росписей это было необычно. Сегодня эту работу относят к лучшим образцам русской религиозной живописи начала ХХ века.
Пилоны по сторонам иконостаса - сюжеты "Благовещения". Символика растений в росписях имеет стройную систему. Белая лилия, символ чистоты, в руках архангела Гавриила в композиции "Благовещение" на алтарных столпах. Рядом с фигурой Марии написан каштан, символ воздержания. На нимбах архангела и Марии - фиалки, символ девственности. Эти эскизы хранятся в Третьяковской галерее.


Михаил Нестеров. Благовещение, 1908-1911. Архангел Гавриил. Дева Мария. Роспись пилонов. Справа - Эскиз-вариант росписи. Бумага, акварель, гуашь

Для Покровского храма М.В. Нестеров создал следующие композиции: "Путь к Христу", "Христос у Марфы и Марии", "Утро Воскресения", а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спаса над порталом. Росписи в храме сохранились до наших дней. Нежные сочетания бело-розовых и серебристо-серых тонов при доминирующих синих, зеленых и голубых красках - основные в росписях. Живопись сохранила чистоту, интенсивность, яркость тонов, что говорит об умелом выборе материалов: водостойких красок фирмы Кейм и медных листов в качестве основы.
Основная идея композиции "Путь к Христу" - обретение помощи через милосердие Христа. Сюжет росписи близок картине Нестерова "Святая Русь" (1901-1905), которая представляет собой исторический групповой портрет людей разных сословий, идущих к познанию истины. Изображение Христа среди русских людей, тема ухода от мирской суеты - традиционные для искусства Нестерова. Пейзаж росписи написан в окрестностях Спасо-Вифанского монастыря, недалеко от Сергиева Посада, ранней весной. Это любимое место художника. Среди изображенных - сестры милосердия Марфо-Мариинской обители в своих праздничных, светлых одеждах. В центре картины - девочка в синем платье и мальчик в форме гимназиста, ласково склонилась к ним сестра милосердия. На руках одной из сестер больной ребенок, другая поддерживает раненого солдата. Полотно "Путь ко Христу" было сделано Нестеровым на медных листах


М.В.Нестеров. Путь ко Христу. Живопись на медной пластине. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Но все же результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение образов иконостаса. Именно алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, можно считать произведениями, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма.


Иконостас храма Покрова. Медь, масло. Дуб, серебро. 1908-1910. М. Нестеров (живопись), М. Ружейников (резьба по дереву), Ф. Мишуков (басма)

Небольшой одноярусный иконостас и выразительное изображение Марии с покровом в руках образуют одно целое.


Центральный алтарь, освященный в честь Покрова Божией Матери



Саваоф с Младенцем Иисусом и Духом Святым (Отечество). 1910-1911. Роспись купола Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве

На южной стене храма - триптих "Утро Воскресения". В левой части триптиха изображено утро Воскресения, когда женщины после отдыха в субботу пришли на рассвете к гробу Христа, неся ароматическое масло - миро. В центральной части триптиха - ангел, сидящий на камне у гроба. Он возвещает о Воскресении Христа. Правая часть триптиха посвящена встрече Марии Магдалины и воскресшего Христа, который изображен в сияющих белых одеждах, с нимбом. Мария Магдалина благоговейно преклонила перед Христом колени, а он обратился к ней со словами: "Пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".


"Богоматерь" - правая часть у иконостаса, южная сторона - "Утро Воскресения".

Колорит картины насыщен прохладными серо-голубыми, синими, жемчужно-розовыми тонами. В центральной части, у ног ангела, как символ небесной чистоты изображены сияющие бело-розовые цветы, в правой части, у ног Христа и Марии Магдалины - цветы яркие, алые, символизирующие воскресение.


М. Нестеров. Утро Воскресения. Триптих. Медь, масло. 1910 - 1911.

На северной стене храма - композиция "Христос у Марфы и Марии". Эта встреча трогательно описана в Евангелии от Луки. Дом Марфы и Марии в селении Вифания был любимым местом отдохновения Христа от трудов. По замыслу Нестерова, композиция, словно чудо, возникала на фоне окружающей природы. Христос беседует с Марией у цветущего миндаля. По христианской символике, зеленеющее дерево означает мысль о возрождении к новой духовной жизни. Забыв все земное, Мария "села у ног Иисуса и слушала слово Его". Лицо Марии благородно, губы тронуты полуулыбкой. Образ Марфы воплощает деятельную любовь к Христу. Она изображена в домашних хлопотах, с блюдом в руках. Марфа упрекнула сестру за то, что, слушая речи Христа, она не помогает ей. Иисус вступился за Марию, сказав, что она "избрала благую часть, которая не отнимется у неё".


М. Нестеров. Христос у Марфы и Марии. Медь, масло. 1910,1911

Для мозаики западного фасада Покровского храма "Спас Нерукотворный" Нестеров творчески переработал образ "Спас Ярое Око" Успенского собора Московского кремля.


М.В. Нестеров. Эскиз мозаики западного фасада церкви Покрова Богородицы,1910. Бумага, графитный карандаш



Образ Спаса Нерукотворного на западном фасаде

Источники информации:
Творческий союз М.В.Нестерова и А.В.Щусева. Неизвестные работы
Тоска по Византии конца XIX века
Tags: Марфо-Мариинская обитель, Нестеров, живопись, монастыри, росписи
Subscribe

Buy for 40 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments