galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Category:

Трансформация стиля на Большой Полянке



Большая Полянка, дома №№ 43, 45 - до революции оба дома принадлежали почётной гражданке Москвы Клавдии Дмитриевне Свешниковой, мещанского сословия. Скромное одноэтажное здание, семь окон, прямые сандрики и аттик над центральной частью - это дом №43 , а рядом эффектный особняк, похожий на маленький готический замок. Дом № 43, существующий с 1834 года, является объектом культурного наследия регионального уровня, в нём располагался "Приют для детей Московского отделения Братства Царицы Небесной". Нас же интересует особняк рядом, перестроенный в 1915 году, когда он перешёл в собственность Свешниковой. Хотя он изменил свои черты впоследствии, его архитектором всё же называют Сергея Михайловича Гончарова, творчество которого попало в поле наших интересов - Доходный дом на Садовой-Каретной.

1. Особняк на Полянке - здание в стиле модерн с псевдоготическими элементами, редкий образец в Замоскворечье. Особняк был построен в 1907 году для сыновей купца 1-й гильдии Василия Варфоломеевича Новикова, получивших дом в наследство. Семейство Новиковых принадлежало к богатейшему купечеству, кроме того В.В. Новиков занимался и общественной деятельностью, будучи попечителем "Дома призрения и ремесленного образования бедных детей".




2. Первоначальный проект дома был заказан братьями Алексеем и Вячеславом Новиковыми модному архитектору Сергею Михайловичу Гончарову (1862-1935). Потомок известной дворянской семьи, Гончаров к 1907 году уже имел собственную архитектурную контору. Архитектор серьёзно увлекался живописью, что и отразилось на декоративности многих его построек. В создании проекта дома поучаствовал и рижский архитектор Лев Францевич Даукша (1866-1917). Дом был спроектирован в стиле модерн. Интересно было бы увидеть этот проект, но, к сожалению, не нашёлся!
Как отмечается, в первоначальном проекте не было готических элементов, крыша была плоская, слева от центра фасада находился ризалит, повышенный фигурным аттиком. Справа, вместо ныне существующего небольшого окна, была проездная арка. Своеобразные перемычки в окнах первого этажа считаются подтверждением того, что перед нами здание, спроектированное Гончаровым.




3. В 1915 году братья Новиковы продали дом Клавдии Дмитриевне Свешниковой. Новая хозяйка затеяла реконструкцию дома, которая включала в себя устройство стрельчатого портала главного входа и возведение помещения под зимний сад. Проездное окно было заложено и там сделано жилое помещение. Здание перестраивалось по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского (1862-1933). В то время архитектор Воскресенский был также очень востребован частными заказчиками.




4. Именно в проекте Воскресенского особняк приобрел свои "готические" черты. Основные изменения коснулись декора постройки, но и конструкция дома была несколько изменена.




5. Парадные помещения выходили окнами на Полянку, а жилые - во двор. На втором этаже был пристроен зимний сад со стеклянным потолком с витражными стёклами. Красиво сделали и дворовый фасад, там тоже разбили сад. Воскресенский пристроил с этой стороны наружную лестницу с балконом, соединявшую оба сада. В постсоветское время сооружение лишилось многих элементов декора, в частности был утрачен каменный лев, однако крыльцо, которое он некогда украшал, сохранилось



Фото: Пример архитектурной перестройки

6. Конечно, этот маленький замок выделялся на фоне остальной застройки Большой Полянки. Строение имело сложную объёмно-пространственную композицию, асимметричные фасады с эркерами.




7. В силуэте здания особенно интересны крошечные угловые башенки с остроконечными кровлями, обрамление стрельчатых окон, ограждение балконов, высокий треугольный фронтон справа.




8. Лёгкая ограда палисадника - настоящее произведение искусства.




9.




10.




11.




12. Для подъезда типа ротонды Воскресенский применил стрельчатый портал. Крыша этого подъезда одновременно стала небольшим балконом




13.




14. После революции особняк был национализирован. С 1918 года в нём размещались различные детские образовательные учреждения. Среди воспитанников были и знаменитости - чемпион мира по шахматам Василий Смыслов, режиссёр театра Ленком Марк Захаров и известный скульптор Михаил Аникушин. В наши дни здание признано объектом культурного наследия федерального значения. Сегодня здесь располагается региональная общественная организация "Юрий Башмет - поддержка деятелей искусств и молодежного творчества", больше известная как "Башмет-центр".



Особняк на Полянке всегда настолько привлекал к себе внимание, что даже стал "главным действующим лицом" небольшого рассказа В.В. Вересаева "Проклятый дом", опубликованного в 1945 году:
"На одной из улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом. Его выстроил один богатый сибирский золотопромышленник. Заказал архитектору проект, одобрил, заключили договор. В договор промышленник ввел огромную неустойку, если работа не будет закончена к сроку. Всё время придирался, тормозил, заставлял снова и снова переделывать..."
Далее эту "кошмарную" историю можно прочитать по ссылке veresaev.lit-info.ru !

Tags: архитектор Гончаров, архитектура, модерн, москва, неоготика, самые красивые дома москвы
Subscribe

Posts from This Journal “самые красивые дома москвы” Tag

Buy for 40 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “самые красивые дома москвы” Tag