galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Кустарный музей как феномен русской культуры



В начале XX века Кустарный музей стал уникальным российским явлением. Это был и культурный центр, и образовательная организация, и предприятие по изготовлению, продвижению и сбыту товаров русских кустарей. Создавался он как координаторский центр по производству мебели и декора в русском стиле, вошедшем в моду. Полное название музея звучало так: Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства. Среди музеев, история которых неразрывно связана с деятельностью меценатов, он занимал особое место.

1. Кустарный музей был основан в 1885 году, но поначалу располаrался в арендованных помещениях. В 1890 году должность заведующего Кустарным музеем занял Cергей Тимофеевич Морозов - представитель известной в России семьи предпринимателей и меценатов. В должности заведующего Морозов оставался до 1897 года, после чего был избран почётным попечителем музея.


Сергей Тимофеевич Морозов (1860-1944)

2. Идея такого музея возникла ещё в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле. Здесь впервые были представлены изделия ремесленников Московской и других губерний Центральной России. Раздел кустарных промыслов привлек внимание культурной общественности к проблемам этой отрасли. Страстный любитель старины, Сергей Тимофеевич Морозов приобрел всю выставочную коллекцию изделий народных промыслов, которая и легла в основу будущего Кустарного музея.




3. Сначала коллекция была размещена на улице Знаменка в доме В.Я. Лепешкиной, где через три года открылся Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Еще спустя три года музей переехал в арендованное С.Т. Морозовым помещение на углу Большой Никитской улицы и проезда Никитского бульвара, в дом А.М. Миклашевского - владельца фарфорового завода в селе Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии.




В 1890-е годы Кустарный музей активно развивался и стал ведущим учреждением, координировавшим деятельность кустарнык промыслов. На старой фотографии виден угол дома на Большой Никитской с вывеской Кустарного музея на фасаде в сторону Калашного переулка.


Фото: wikimapia.org/453251

Новый дом Кустарного музея в Леонтьевском переулке был сооружен на средства С.Т. Морозова по проекту архитектора С.У. Соловьева в 1900 году. Позже, в 1911 году, здание музея расширили за счет пристройки для магазина, выполненной по проекту архитекторов В.Н. Башкирова и А.Э. Эрихсона.


Здание Кустарного музея в Леонтьевском переулке, начало XX века

Период наивысшего расцвета Кустарного музея начался, когда музей взял на себя ещё образовательную функцию. На местах традиционных промыслов были созданы учебные мастерские. В 1906 году для работы в Кустарном музее был приглошен художник Н.Д. Бартром. Он должен был создать Музей образцов и собрать творческую группу художников, которые на основе образцов разрабатывали бы проекты новых изделий в русском стиле.


Экспозиция Кустарного музея, конец XIX века

В музее существовало три самостоятельных подразделения: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и Музей образцов. Для создания образцов кустарных изделий, по которым мастера могли работать, были привлечены известные художники – братья Васнецовы, А. Я. Головин, В. Д. Поленов и многие другие. С музеем сотрудничали художники, и не входившие в его штат, но выполнявшие "заказные" проекты - С.В. Малютин, В.И. Соколов, возглавлявший Художественно-столярную мастерскую Московского губернского земства в Сергиевом посаде, Н.Я. Давыдова, руководившая Абрамцевской стопярной мастерской, и некоторые другие мастера. Приглашение лучших художников на работу в Кустарный музей - ещё один факт, говоривший о серьёзности проекта.


Сергей Морозов (справа) в интерьере Магазина кустарных изделий ВСНХ, 1925 г.

Чтобы снабжать ремесленников образцами и рисунками, С.Т. Морозов пополнял коллекцию музея памятниками прикладного искусства XVII-XIX веков, причем на свои средства.
Большое значение для популяризации и развития народных художественных промыслов России имело участие Кустарного музея в крупнейших российских и международных выставках.
Особое место среди них принадлежит Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павильон кустарных изделий и рукоделия выделялся среди остальных выставочных павильонов своим национальным колоритом. Он представлял собой вереницу небольших деревянных построек в типичном стиле Русского Севера XVII века, с избами и сельской деревянной церковью.
(художник К.А. Коровина архитектор И.Е. Бондаренко).


Кустарный павильон, исполненный по проекту К. А. Коровина на Всемирной выставке в Париже. Фотография 1900 года

4. Одним из главных объектов художественного проектирования Кустарного музея были предметы мебели и небольшие деревянные изделия, выполненные преимущественно в неорусском стиле.


Буфет. Московская губ., Сергиев Посад. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Конец 1900-х - 1910-е годы. Автор рисунка С. В. Малютин. Дерево (береза), резьба плоскорельефная, тонировка, вощение

5. Творческим лидером среди художников музея был С.В. Малютин. Выполненные по его проектам буфеты и гарнитуры для столовых стали визитной карточкой Музея образцов и Marазина кустарных изделий.


Автор рисунка С.В. Малютин, начало XX века, Москва

6. Особняком среди проектов, выполненных для музея, стояли работы А.М. Васнецова - гарнитуры столовых в "русском стиле". Источником идей для них могли служить старинные предметы как русской, так и западноевропейской мебели.


Справа - стул авторства Аполлинария Васнецова, 1910-е гг.

7.




8.




9.




10. Работы В.П. Ворноскова, самобытного кудринского мастера, выпускника абрамцевской резчицкой школы, отличались изысканностью форм, а также неповторимой и узнаваемой авторской манерой резьбы.


Скульптура Дятел. Кудрино, 1900-е годы. Автор В.П. Ворносков. Дерево, резьба, тонировка, лак

11.




12.




13.




14. Н.Д. Бартрам, страстно увлеченный деревянной игрушкой, не только делал ее проекты, но и активно участвовал в работе с кустарями старинного богородского промысла. Понимая кризисную ситуацию, сложившуюся к началу ХХ века в селе Богородском, он предложил мастерам осуществить расширение и смену ассортимента выпускавшихся там изделий. Так появились фигуры стрельцов, тройки, упряжки, сюжетные композиции и бытовые сцены.


Богородская скульптурная композиция "Катание в санях". Мастер А.Я. Чушкин. Конец XIX - начало ХХ века

15. Значительное место в коллекции Музея образцов и в ассортименте Мaгазина кустарных изделий занимали предметы, выполненные по проектам В.И. Соколова. В 1903 году по просьбе С.Т. Морозова он возглавил Художественно-столярную мастерскую в Сергиевом Посаде (до конца 1920-х). Помимо производства, здесь занимались обучением детей резьбе и росписи по дереву.
Соколов пришел в мастерскую, будучи уже признанным живописцем, участником выставок "Мир искусства". Используя живописный опыт, он создал свой неповторимый стиль. Ширмы, шкатулки и ларцы, блюда, точеные изделия, оформленные геометрической резьбой, украшались живописными вставками, преимущественно пейзажными, выполненными в технике росписи и раскраски по выжженному контуру.




16. Выступая в качестве посредника между мастерскими и профессиональными художниками, музей решал едва ли не самую главную проблему в производстве предметов для интерьера - взаимодействие между теми, кто проектирует, и теми, кто производит.




17.


Сергиево-посадский ковш-ладья

18.




19.




20.




21..


Предметы мебели и декора, изготовленные по заказу Кустарного музея в мастерских Сергиева Посада, Абрамцева и Кудрина, 1900-1910 гг.

22.




23.




24.




25. Еще один характерный тип изделии, созданных художниками музея, лубяные короба и берестяные туеса, ларцы и шкатулки. Их привозили кустари в качестве заготовок и затем росписывали в музейных мастерских.




26. После 1917 года работа кустарных музеев по всей России была свернута, лишь Московскому Кустарному музею удалось сохранить свою специфику и структуру. Причиной тому были экспортные интересы молодого советского государства, для которого промыслы были важной статьей торговли. С.Т. Морозов, потерявший состояние и своё дело, сохранил верность тому, чем занимался многие годы. Он оставался в музее уважаемым человеком, а музей продолжал быть его домом.




27. В 1925 году по настоянию родных С.Т. Морозов уехал во Францию, где и провёл оставшуюся часть жизни. Сергей Тимофеевич Морозов был одним из достойнейших людей своего времени. Его вклад в культуру России чрезвычайно велик.




28.




29.




30.




31. В экспозиции выставки "Русский стиль. От историзма к модерну" один раздел посвящён истории Кустарного музея, здесь и представлены некоторые образцы из огромной когда-то коллекции.




32. Дальнейшая история музея такова. В 1920-1930-е годы Кустарный музей много делал для того, чтобы промыслы приспособились к новым социально-экономическим условиям. В частности, он сыграл большую роль в становлении и развитии лаковой миниатюры в древних иконописных центрах - Палехе, Мстере и Холуе, способствовал возрождению гжельской керамики.
В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года именовавшийся НИИ художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства».
В 1994 году, через 50 лет после кончины Морозова, был принят ряд решений государственных структур о воссоздании морозовского наследия в виде Музея народного искусства и сохранении его в историческом здании в Леонтьевском переулке.
В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации коллекция Музея народного искусства имени С. Т. Морозова была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Здание в Леонтьевском переулке было отдано ансаблю "Берёзка", в нём былb сделаны перепланировка и евроремонт.
Так закончилась славная история Кустарного музея Сергея Тимофеевича Морозова...



Источники информации: Экспозиция в музее ДПИ: “Русский стиль. От историзма к модерну”, www.berlogos.ru, википедия
Tags: выставка, меценаты, музей декоративно-прикладного искусства
Subscribe

Posts from This Journal “музей декоративно-прикладного искусства” Tag

  • Русский стиль. От историзма к модерну. Продолжение

    Изделия Абрамцевской столярной мастерской. Конец XIX-начало ХХ века Народное искусство и историзм - начало экспозиции, далее к русскому…

  • Русский стиль. От историзма к модерну

    "Как я сходила в Музей кустарных изделий" (Музей народного искусства им. С.Т. Морозова), рассказывала ещё в 2014 году. Тогда же и…

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Народные промыслы

    В залах "Традиционное народное искусство" Музея декоративно-прикладного и народного искусства... В дореволюционной России сложилось…

  • Шедевры советского фарфора. Продолжение

    Блюдо декоративное "Жница". М.И. Ивашинцева. Государственный фарфоровый завод, 1920 Начало После революции на Государственный…

  • Шедевры советского фарфора

    Cкульптура "Лев в цирке" - классика советской анималистической скульптуры Алексея Георгиевича Сотникова Вот такой фарфоровый лев…

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments