galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Русский стиль. От историзма к модерну



"Как я сходила в Музей кустарных изделий" (Музей народного искусства им. С.Т. Морозова), рассказывала ещё в 2014 году. Тогда же и узнала, что в 1999 году Министерством культуры коллекция Музея кустарных изделий, основанного в конце XIX века, была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) на Делегатской и надолго осела в фондах музея. Экспонаты были распределены по профильным отделам, велась работа по описанию и постановке их на учет.

1. С тех пор теплилась надежда, что эти экспонаты, хотя бы частично, можно будет увидеть на Делегатской.




И вот наконец на выставке "Русский стиль. От историзма к модерну" представлена экспозиция, посвященная в том числе и коллекции Кустарного музея.


Здание Кустарного музея в Леонтьевском переулке, начало XX в.

2. А самое главное, по этой экспозиции можно на прекрасных образцах наглядно изучать, как формировался "Русский стиль" в декоративно-прикладном искусстве - от периода "историзма" 1830 - 1870-х годов до русского модерна (1880-е - 1900-е). В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, графика, образцы тканей, костюмы, набойки, игрушки. Каждый зал посвящён своей теме и эпохе. Первое, что видишь, поднявшись по лестнице, длинный коллаж, составленный из фотографий, эскизов, портретов, названий и имён - здесь собрано всё, что можно отнести к понятию "модерн".


Карта развития неорусского стиля как грани модерна

3.




4. Вся экспозиция построена по хронологическому принципу. На стенах висят подробные сведения о каждом из периодов в истории стиля. Начало всего - это народное ремесло: прялки, набойные и пряничные доски, керамика, народный костюм, образцы тканей XIX века.


Первый зал экспозиции - "Народное искусство". Предметы из собрания Кустарного музея

5. В своё время Кустарный музей обладал самой крупной в России коллекцией, представляющей традиционную народную культуру, занятия и быт крестьянства. Самым ярким пятном здесь выглядит витрина с крестьянской одеждой - красно-белые сарафаны, рубахи, кушаки, головные уборы.




6. Самые известные собиратели предметов народного быта: Сергей Морозов, Елена Поленова, Елизавета Мамонтова, Мария Тенишева, Иван Барщевский, Мария Якунчикова, Наталья Давыдова, Николай Бартрам.




7.




8.




9.




10. Очень необычно выглядит экспозиция с набойными формами. Есть формы для текстиля, есть пряничные формы.




11. Представлены изразцы печные с сюжетной росписью.




12.




13.


Двуглавый подсвечник из знаменитых скопинских глин

14.


Игрушки дымковские, 1920-1930-е

15.




16.




17.




18.




19.


Богородская скульптурная композиция "Катание в санях". Мастер А.Я. Чушкин. Конец XIX - начало ХХ века

20. В экспозиции "Историзм" показаны предметы, характеризующие первый этап развития "Русского стиля", получивший название "русско-византийский".




21. Историзм принято считать первым этапом в развитии русского стиля, который возник в 1830-е годы на основе увлечения высшим обществом национальной культурой.


Набор для напитков в русско-византийском стиле (блюдо, графин, стопки). 1870-е, Императорский Стеклянный Завод. По эскизам Ипполита Монигетти. ВМДПНИ

22. Самые известные авторы: Фёдор Солнцев, Василий Шутов, Виктор Гартман, Иван Ропет, Ипполит Монигетти, Елизавета Бём.




23.




24.




25.


Братина в псевдорусском стиле. 1890-е, Дятьковский завод. По эскизу Е. Бём.

26.


Блюдо и тарелки из сервиза великого князя Константина Николаевича по эскизам художника Федора Солнцева. Императорский фарфоровый завод. Середина XIX века.

27.


Сервиз "Тет-а-тет". Завод братьев Корниловых. 1860-1880-е гг.

28.




29.


Кувшин с орнаментом в псевдорусском стиле, 1870. Императорский стекольный завод. По эскизу Виктора Гартмана

30. Период историзма характеризуется часто формальным соединением разнородных элементов народной архитектуры и прикладного искусства. Это и воспроизведение крестьянской вышивки в декоре архитектурных сооружений, на фарфоре или стекле, орнаментов древних рукописей, и использование атрибутов крестьянского быта (топоры, конские дуги, рукавицы, балалайки) в предметах мебели. Наиболее яркий пример в экспозиции - кресло мастера Василия Шутова (стоит в витрине) и кувшин с орнаментом по эскизу Виктора Гартмана.


В витрине стоит кресло "Тише едешь, дальше будешь" ("Дуга, топоры, рукавица"). По проекту В.П. Шутова. Россия, последняя треть XIX века. Дерево, резьба, тонировка.

31.




32.




33.




34.




35.




36.




37.


Палехская лаковая миниатюра

38.


Ликерный набор. Неизвестная мастерская. 1882 год

39.


Кабинетные часы в русско-византийском стиле. Фабрика А.Е. Соколова. 1870-1880-е годы

40. Основные достижения русского ювелирного искусства эпохи историзма принадлежат крупнейшим ювелирным производствам России, к которым относится фирма Павла Овчинникова, одно из крупнейших ювелирных предприятий Москвы во второй половине XIX - начале XX вв. В экспозиции - подстаканник с надписью "Гостю дорогому. Пить на здоровье" и серебряная солонка в форме деревянной солоницы с декором в виде крестьянской вышивки производства этой фабрики.


Слева - Подстаканник. Россия На синем фоне: гостю дорогому. Пить на здоровье. Начало XX в. Серебро, просечка, золочение, эмаль выемчатая.

41.


Слева - Солонка в форме деревянной солоницы, Москва. 1880-е гг. Серебро, гравировка, золочение, эмаль. Из собрания ВМДПНИ

42.


Ваза декоративная, Москва. Фирма П.А. Овчинникова. Конец XIX-начало XX вв. Сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро, канфарение, золочение, литье, эмаль по скани

43.



О русском модерне в продолжении...
Tags: выставка, модерн, музей декоративно-прикладного искусства, русский стиль
Subscribe

Posts from This Journal “музей декоративно-прикладного искусства” Tag

  • Кустарный музей как феномен русской культуры

    В начале XX века Кустарный музей стал уникальным российским явлением. Это был и культурный центр, и образовательная организация, и предприятие по…

  • Русский стиль. От историзма к модерну. Продолжение

    Изделия Абрамцевской столярной мастерской. Конец XIX-начало ХХ века Народное искусство и историзм - начало экспозиции, далее к русскому…

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Народные промыслы

    В залах "Традиционное народное искусство" Музея декоративно-прикладного и народного искусства... В дореволюционной России сложилось…

  • Шедевры советского фарфора. Продолжение

    Блюдо декоративное "Жница". М.И. Ивашинцева. Государственный фарфоровый завод, 1920 Начало После революции на Государственный…

  • Шедевры советского фарфора

    Cкульптура "Лев в цирке" - классика советской анималистической скульптуры Алексея Георгиевича Сотникова Вот такой фарфоровый лев…

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

Posts from This Journal “музей декоративно-прикладного искусства” Tag

  • Кустарный музей как феномен русской культуры

    В начале XX века Кустарный музей стал уникальным российским явлением. Это был и культурный центр, и образовательная организация, и предприятие по…

  • Русский стиль. От историзма к модерну. Продолжение

    Изделия Абрамцевской столярной мастерской. Конец XIX-начало ХХ века Народное искусство и историзм - начало экспозиции, далее к русскому…

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Народные промыслы

    В залах "Традиционное народное искусство" Музея декоративно-прикладного и народного искусства... В дореволюционной России сложилось…

  • Шедевры советского фарфора. Продолжение

    Блюдо декоративное "Жница". М.И. Ивашинцева. Государственный фарфоровый завод, 1920 Начало После революции на Государственный…

  • Шедевры советского фарфора

    Cкульптура "Лев в цирке" - классика советской анималистической скульптуры Алексея Георгиевича Сотникова Вот такой фарфоровый лев…