galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Category:

Интерьеры церкви Пимена в Новых Воротниках


Церковь Пимена в Новых Воротниках

В 1897 году Фёдор Шехтель представил проект новой отделки и росписей для церкви Пимена Великого. Шехтель предложил повторить в московской церкви живопись освящённого год назад киевского собора во имя святого Владимира. Выполненные под руководством профессора Петербургского университета А.В. Прахова, интерьеры этого собора обозначили зарождение модерна в русском церковном искусстве.
По эскизам Шехтеля содавали убранство церкви воспитанники Строгановского училища: П.А. Баженов - росписи, И.А. Орлов - резьба, А.Кузмичев - ризы на иконах. Каждый элемент интерьера гармонично входит в общий ансамбль, подчёркивая красоту, одухотворенность и возвышенность всего пространства церкви. События революции 1906-1907 годов задержали завершение отделки храма. Освящение иконостаса состоялось только в октябре 1907-го.

Беломраморный двухярусный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним господствует в пространстве храма. Образ Богоматери - копия знаменитой композиции В.М. Васнецова из киевского собора.


Вид на главный алтарь церкви Пимена в Новых Воротниках

Три отдельных иконостаса - два придельных и главный центральный, сливаются в единую композицию. Белый цвет мраморной алтарной преграды символически и художественно дополнен золотом.  Так Шехтель переосмыслил золотые фоны мозаик византийских храмов. Росписи трёх алтарей изображают праотцов и святых первых веков христианства.


Интерьер основного объема церкви Пимена Великого

Четырёхстолпная трапезная, боковые приделы, пространство самого храма воспринимаются как единое целое. Это достигается с помощью иконостасов и сюжетных композиций, изображений святых, а также орнаментальных росписей, которые подчёркивают выразительность отдельных элементов и архитектурных форм.


Интерьеры трапезной. Вид западной части



Вид из притвора на интерьер церкви Пимена Великого

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Посвящение храма Пимену Великому - одному из подвижников раннего христианства, подсказало Шехтелю необходимый источник. Прототипами стали византийский стиль иконостасов и раннехристианская символика мотивов резьбы, украшающей его. В их числе - монограммы Христа, пальмовые ветви, сочетание букв "альфа" и "омега", виноградная лоза.


Росписи свода центральной части трапезной

Иконы первого яруса иконостаса перенесены из старой церкви и датируются в основном второй половиной XVII - началом XVIII веков. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина - изображения двунадесятых праздников, выполненные в духе В.М. Васнецова. В левом северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом южном приделе - праздникам из жизни Спасителя. Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов в рост, обращённые к восседающему на Престоле Спасителю; в левом приделе - воссоздание композиции В.М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении от Нее Сына Божия. В правом приделе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображённому с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами: "В начале бе Слово".
Огромная копия композиции Васнецова "Богоматерь Запрестольная" доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты из Ветхого Завета, между окнами купола - изображения пророков.


Главный алтарь в церкви Пимена. Богоматерь с младенцем (копия работы В.М.Васнецова во Владимирском соборе Киева) на алтарной стене


В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения "святых Божиих человеков". Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, святые митрополиты московские Алексий и Петр, мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святые Тихон Задонский и Димитрий Ростовский - основатели самых почитаемых в России монастырей, и многие другие святые, чтимые Русской Православной Церковью. Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории.


Левый придел

Изысканно просты и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на стенах и столпах храма.




Полосы орнаментов обрамляют подпружные арки, окаймляют основания сводов. Они подчёркивают значение композиций, представляющих копии с творений В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В. Котабринского и П.А. Сведомского для Владимирского собора, выделяя каждую.


Интерьеры трапезной церкви Пимена в Новых Воротниках. Западная часть



Интерьер придела  Пимена Великого

На правой стене представлены "Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице", "Преображение Господне" - копия работы В. Котабринского и "Сретение Господне" - повторение оригинала Васнецова. Напротив помещено "Крещение Господне" - копия известной композиции кисти М.В. Нестерова. Между ними, на западной стене, - "Воздвижение Креста Господня".




Живопись храма в целом - и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых, придает его внутреннему убранству величественный характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.


Воздвижение Честного Креста Господня, роспись западной стены придела Пимена Великого

Московский храм значительно уступал по размерам киевскому собору, и поэтому росписи воссоздавались в нём выборочно. Киевский собор насчитывал 35 многофигурных композиций и 130 изображений святых. В московском храме их соответственно 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счёт уменьшения их размеров и группировке по два.


Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак

В росписи храма присутствуют декоративные элементы русско-византийского стиля - растительные узоры и ленточный орнамент, который собирает все детали воедино. В лентах орнамента - строки из Евангельских текстов и молитвословий.


Крещение Господне, роспись в интерьере правого придела церкви



Фрагменты росписей



Алипий Печерский и Прокопий Устюжский, роспись столпа в трапезной церкви Пимена Великого

В северном приделе, посвящённом иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает повторение композиции П.А. Сведомского "Вход Господень в Иерусалим". Другие настенные росписи изображают события из жизни Богоматери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и "Рождество Христово" - повторение композиции Нестерова. Росписи притвора представляют притчи о милосердном самаритянине и Добром Пастыре.




Выполнение огромного объёма работ в церкви Пимена Великого стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Фёдора  Шехтеля, прихожанина церкви святого Пимена, Владимира Петровича Смирнова - представителя семьи водочных королей России.


Подробно об истории Храма преподобного Пимена можно почитать на сайте храма - stpimen.com

Источник информации: Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве, 2009. Комитет по культурному наследию города Москвы. Издательский дом Руденцовых, Москва

Tags: Шехтель, архитектура, интерьер храма, история России, москва, сущёвка, храм, церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Шехтель” Tag

Buy for 40 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Шехтель” Tag