?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Шедевры в Будапештском музее изящных искусств. Два Франсиско - Гойя и Сурбаран
galik_123
DSCF9608k.jpg

В богатой испанской коллекции Будапештского музея есть картина "Непорочная дева" художника Франсиско Сурбарана (1598-1664). Полотно написано на одну из излюбленных тем испанской живописи XVII века. Марию-ребёнка или юную Марию обычно изображали в полный рост. Её взгляд всегда был обращён к небу, что символизировало чистое благоговения. Она парила в вышине, в небесном сиянии среди облаков и головок херувимов. Это довольно большое полотно висит перед входом в зал с картинами Гойи.
1. Франсиско Сурбаран не так известен, как знаменитые Эль Греко или Гойя. Этого художника за пределами Испании до середины прошлого века плохо знала европейская художественная общественность. И в европейских музеях его картин не так уж много. Сурбаран родился в маленькой эстремадурской деревушке Фуенте де Кантос, учился в Севилье у местного мастера Педро Диаса да Валлануовы и большую часть жизни работал в Севилье. Он писал картины главным образом на религиозные сюжеты, выполняя заказы монастырей и церквей. Для его картин характерна строгая композиция, крупные формы, большие чистые цветовые пятна. В поздний период своей жизни он переселился в Мадрид. На художника, попавшего из севильских монастырей с их строгими взглядами в придворное окружение, оказали сильное влияние модные течения того времени. Его стиль значительно изменился - стал мягче, колорит светлее.
Будапештская картина "Непорочная дева" написана в 1661 году в Мадриде за несколько лет до смерти художника. На будапештской картине Мария похожа на девочку - нежный овал лица, белокурые волосы. Её фигурка как бы парит на фоне золотистого неба. В нижней части картины художник изобразил город мечты, фантастическую Севилью. Эту же композицию Сурбаран повторил в другом варианте для сельской церкви Лангон возле Бордо.


IMG_26112014_15.jpg
Франсиско Сурбаран. Непорочная дева (Пуриссима)

2. Франсиско де Гойя (1746-1828) в начале своего пути ничем не отличался от других художников своего времени. Он учился в Мадриде у классического живописца Франсиско Байсу, затем женился на его дочери и, как все художники, совершил путешествие в Италию. Его первые работы по заказу были выполнены для ковровой фабрики в стиле рококо. На них изображены весёлые сценки на природе. И вообще, его всегда интересовали сцены повседневной жизни. С ухудшением обстановки в Испании его картины стали серьёзней, драматичней, выразительней.
В атмосфере Испании конца XVIII-начала XIX века его занимали идеи борьбы народа за свободу, борьбы против инквизиции и мракобесия. В картинах Гойи, в его сериях офортов отразились все уродства испанской жизни: ужасы войны, тайные судилища инквизиции, казнь повстанцев. В 1824 году художник, опасаясь политических гонений, бежал во Францию и до самой смерти работал в Бордо.

DSCF9613.jpg

3. Некоторые картины и офорты посвящены изображению быта народа, народных праздников, корриды. Две будапештские картины "Девушка с кувшином" и парная "Точильщик" относятся к всемирно известным произведениям позднего периода творчества. На этих картинах изображены с помощью новых выразительных средств - свободного скользящего мазка в сочетании с сочными цветовыми пятнами - испанские народные типы. Для обеих работ использован холст одной ранней работы - натюрморта с цветами, что ясно видно на рентгеновском снимке. Обе картины поступили в музей из собрания Эстерхази.

IMG_26112014_19.jpg
Франсиско де Гойя. Девушка с кувшином (Агуадора)

4.

IMG_26112014_18.jpg
Франсиско де Гойя. Точильщик

5. Гойя - выдающийся портретист, мастер глубокого раскрытия человеческого характера. В музее представлен замечательный психологический портрет молодой испанской дамы с милым выражением лица. Эта дама - жена писателя Сеана Бермудеса, друга Гойи. Она не производит впечатление особенно красивой или очень умной женщины, но милой и доброй. Она немного робко и как будто смущаясь смотрит с портрета, а руки её покоятся на вышивании.

IMG_26112014_17.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет сеньоры Бермудес, 1800-е годы

6. Портрет министра юстиции маркиза Кабальеро выполнен как официальный портрет всесильного и влиятельного человека. Испанский министр представлен в официальном красном мундире с золотыми позументами и в чёрном плаще. Его грудь украшают широкая орденская лента, знак ордена Сант Яго, и большая звезда, пожалованная королём. В левой руке он держит перед собой документ, говорящий о его титуле. Он был одним из столпов испанской реакции. Современники, ссылаясь на его титул, говорили, что он не был ни снисходительным, ни справедливым, и тем более ни рыцарем. Портрет, по-видимому, был написан для городского дома министра. И в этом портрете художник использует совсем другие изобразительные средства, чем в портрете сеньоры Бермудес: чёткие контуры, большие и чистые цветовые пятна.

IMG_26112014_16.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет Хосе Антонио, маркиза Кабальеро, 1807




promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Очень интересный репортаж.Мне всегда нравится,как вы сначала показываете картины издалека,будто при входе в зал ,а потом приближаете изображение - и
можно подробно , не спеша рассматривать все детали.Спасибо.

Как я рада Вашему комментарию, спасибо!

  • 1