galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Нарисованная жизнь Сергея Виноградова



Музей русского импрессионизма в очередной раз порадовал нас замечательной выставкой, что особенно чувствуется на фоне нынешней действительности. В зале царит эстетика и позитив, звучит прекрасная музыка ушедшей эпохи - Фёдор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Джордж Гершвин, с полотен льётся тепло и радость. Вот это и есть Жизнь - ну и пусть только нарисованная!

Если перечислять все заслуги Сергея Арсеньевича Виноградова, то получится внушительный список - живописец, график, преподаватель, знаток искусства, участник творческих объединений. Он помогал в собирательстве отечественной и западной живописи Михаилу и Ивану Морозовым, чыи знаменитые коллекции украшают сегодня залы главных музеев нашей страны. Виноградов и сам не остался в стороне от техники и приёмов импрессионизма.
Мужчина на балконе - один из любимых сюжетов импрессионистов и их последователей, нашёл воплощение и на картине  Виноградова. Улица Замоскворечья (предположительно Старомонетный переулок) изображена в осеннем мягком свете, на дальнем плане виден силуэт Большого Кремлёвского дворца. Это одна из самых душевных картин выставки!


Вид на Кремль из Замоскворечья, 1918. Холст, масло. 66х80,5 см. Художественный музей Эстонии, Таллин

Виноградов начал рисовать еще в раннем детстве, и, несмотря на трудности с деньгами, родители отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, когда ему исполнилось 11 лет. Одним из его наставников стал художник Василий Поленов, благодаря которому Виноградов начал формировать свой художественный стиль и встретил будущих друзей - художников Константина Коровина, Валентина Серова.
Даже в тяжелые годы революции и последовавшей за ней гражданской войны Сергей Виноградов старался не допускать в свою живопись свидетельств времени. Он продолжал "писать отрадное".


Автопортрет, 1922. Бумага, акварель. 32,2х24,1 см. ГТГ

Сергей Виноградов умел видеть и ценить красоту и в людях, и в природе, и в быту - эту красоту и радость от неё он переносил на свои холсты. Успешный мастер, чьи картины хорошо продавались и приносили средства, Виноградов на протяжении всей жизни много путешествовал, часто приезжал в Париж, внимательно изучал художественные выставки.
На картине "Танцовщица" (1903) изображена Каролина Отеро - французская танцовщица испанского происхождения. Она выступала в Москве и Петербурге, а Сергей Виноградов лично встретился с ней в Монте-Карло, о чём рассказывал в мемуарных заметках в рижской газете "Сегодня".




На картине изображена Никольская часовня Варваринской церкви, построенная в Плёсе в 1890-х годах.


Солнечный денёк, 1890-е. Холст, масло. 50х39,5 см. Частное собрание, Москва



Крестьянский мальчик, конец XIX - начало XX вв. Холст, масло. 67х42,5 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

В оформлении выставки удачно подчёркнута усадебная тема. Виноградов любил русскую усадьбу и традиционной уклад усадебной жизни. Художник дружил с младшим сыном Саввы Мамонтова Всеволодом( 1870-1951 и его семьей, несколько лет подряд месяцами гостил у них в живописном и хлебосольном имении Головинка. Прекрасный дом и парк вокруг него, цветник и липовая аллея, хозяйка Елена Дмитриевна Мамонтова (в девичестве Свербеева, 1876-1971) - "сама как роза", и милые хозяйские дочери - Екатерина и Софья, запечатлены Виноградовым на лучших полотнах.




С Константином Первухиным (1863-1915) Виноградов познакомился и подружился в период жизни в Харькове с 1890 по 1898 гг. Позднее оба художника преподавали в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, стали организаторами нового творческого объединения "Союз русских художников".


Портрет художника К.К. Первухина, 1893. Холст, масло. 102,3х66,5 см. Ярославский художественный музей



Этюд. Натурщица на красном фоне, 1901. Холст, масло. 68,5х51 см. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Картина "Кафе ночью" написана автором под впечатлением от первого посещения Парижа в 1901 году.


Кафе ночью, 1901. Бумага на картоне, темпера. 44,3х50,7 см. Объединение "Историко-краеведческий музей", Тула







Головинка, 1900-1927. Холст, масло. 70х98 см. Пермская государственная художественная галерея

В интерьере усадебного дома висит увеличенный монохромный фрагмент "Сикстинской мадонны" Рафаэля. В России XIX века это полотно стало эталоном прекрасного и мерилом духовности, разошлось по городам в многочисленных репродукциях, они висели в кабинетах Достоевкого и Толстого.


В доме, 1910. Холст, масло. 87,5х70,5 см. Калужский музей изобразительных искусств



Дорожка в парке, 1892. Холст на картоне, масло. 25х30,5 см. Музей русского импрессионизма

Интересной особенностью живописного интерьера на следующей картине является соседство на дальнем плане классицистической скульптуры у окна и гравюры с японской гейшей на стене. Вслед за французскими импрессионистами многие художники второй половины XIX века увлекались ориентальной культурой, в особенности японской. Предположительно, на полотне изображена мастерская скульптора Сергея Волнухина (1859-1921).


В мастерской, конец XIX- начало XX вв. Холст на картоне, масло. 37,6х29 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Сергей Виноградов был дружен с Татьяной Львовной Толстой (1864-1950), в замужестве Сухотиной, со времени учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно Толстая представила начинающего художника своему знаменитому отцу. Виноградов несколько раз бывал в Ясной Поляне, в том числе после смерти писателя, дружески поддерживал его вдову.


Дом в Ясной Поляне со стороны террасы, 1911. Холст, масло. 36,5х52,2 см. Государственный музей Л.Н. Толстого



У монастыря, 1893. Холст, масло. 93,4х61,5 см. Частное собрание, Москва
В деревне, 1893. Холст, масло. 32,5х45 см. Собрание А.Н. Жилина, Москва




Нищие у церковной ограды, 1899. Холст, масло. 53х69,7 см. Смоленский государственный музей-заповедник

В 1902 году, вдохновившись северными пейзажами Константина Коровина и Валентина Серова, Виноградов и его товарищ Василий Переплетчиков (1863-1918) совершили путешествие на север России. В Вологодской губернии на реке Сухоне, притоке Северной Двины, художникам показалась особенно живописной деревня Нюксеница, в которой каждый из них написал многочисленные этюды и картины.


Северная деревня, 1902. Холст, масло. 62х85 см. Частное собрание, Москва

Эта картина была подарена автором Ивану Абрамовичу Морозову (1871-1921).


Солнечный день, 1900-е. Холст, масло. 25х37 см. Иркутский областной художественный музей им В.П. Сукачёва







Пейзаж. У пристани, 1903. Холст, масло. 68х42 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
К преподобному, 1910-е. Холст, масло. 34х68. Частное собрание, Москва


Пейзаж волжского города Плёса узнаваем по сохранившемуся до наших дней двухэтажному дому купца Иосифа Клюшникова и различимой сквозь открытую калитку водной глади. Здание дошло до нас значительно перестроенным, лишилось деревянного балкона с витражными стёклами. Картина была преподнесена 19 марта 1900 года Евгении Петровне Колосовской (Сафоновой, 1862-1953), младшей сестре Софьи Петровны Кувшинниковой, художницы, ученицы и возлюбленнной Исаака Левитана.


Дача, 1900. Холст на картоне, масло. 36,5х58 см. Государственное музейное объединение "Художественное культура Русского севера", Архангельск

Сергей Виноградов был одним из участников выставок петербургского объединения "Мир искусства", члены которого тяготели к ретроспективизму, искусству прошлых эпох, особенно культуре XVIII столетия. Для художника этот опыт остался экспериментом - настоящее волновало его больше.


Солнечный день. Дама у балюстрады, ок. 1908. Холст, масло. 42,5х53,5 см. ГТГ



Алупка, 1910-е. Холст, масло. 70х51,5. Собрание М.А. Суслова, Москва



Женщина с книгой в интерьере, 1915. Холст, масло. 112х85,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства



Южная ночь, 1915. Холст, масло. 62х48 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары



Вид Алупки, 1916. Холст, масло. 81х103 см. Частное собрание, Москва

В 1915-1917 годах Сергей Виноградов отдыхает и много пишет в Крыму - в Алупке и на даче у Константина Коровина в Гурзуфе. Путешествует он со своей спутницей и будущей супругой, художницей Ириной Казимировной Войцеховской (1885-1953), которая позировала для многих крымских работ художника. С Сергеем Виноградовым, Ирина Войцеховская познакомилась в Строгановском училище, где художник преподавал до 1913 года. Летом 1915 года она приняла его предложение совершить путешествие по Крыму.






Женщины у моря, 1915. Холст, масло. 80х102 см. Частное собрание, Москва



Ай-Петри. Крым, 1917. Холст, масло. 79х101 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко



Летний день. Крым. 1917. Холст, масло. 82х102 см. Частное собрание, Москва

Ирина Войцеховская считалась талантливой художницей, но посвятила свою жизнь семье.


Дама на балконе (На солнце), 1916. Холст, масло. 102х82 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.



Фрагмент



Алупка. Крым, 1917. Холст, масло. 80х105 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань






В деревне. На водопое, 1895. 36х53 см. Собрание М.А. Суслова, Москва



Сад, 1910. Бумага на картоне, смешанная техника. 96х96 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва



Фрагмент

На картине изображена младшая дочь владельцев поместья Головинка, в котором часто гостил Виноградов, Софья Мамонтова (1904-1991). Девочка с косичкрй стала любимой моделью художника. Судьба Софьи оказалась непростой - она вышла замуж за Олега Волкова (1900-1996), пережившего неоднократные аресты и ссылки, сама была репрессирована. Всю свою жизнь посвятила медицине, хотя не имела высшего образования. С 1960-х годов являлась активным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


Играет, 1914. Холст, масло. 89х70,5 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск



Пишет, 1910. Холст, масло. 68,5х45,5. Частное собрание, Москва



Гости, 1910-1920-е. Холст, масло. 77,7х88,7 см. Собрание С.Е. Антоновой, Москва



Сад. Весна, 1911. Холст, масло. 77х98 см. Рязанский государственный музей им. И.П. Пожалостина



Пишет. Портрет Софьи Мамонтовой, 1914. Холст на картоне, масло. 64,2х44,2 см. Собрание семьи Мамонтовых, Москва





Предположительно, на картине изображена жена художника Алексея Корина (1865-1923) - Серафима Сергеевна, в девичестве Аммосова, и их дочь Мария на веранде дома в Плёсе. Серафима Аммосовна была племянницей Иллариона Прянишникова, преподавателя Виноградова в Училище живописи, ваяния и зодчества. С четой Кориных Виноградов часто общался во время своего прребывания в Плесе в конце 1890-х - начале 1900-х годов.


Дача на Волге, 1901. Холст, масло. 114х101 см. Национальный художественный музей Литвы, Вильнюс



Красная дача, 1917. Картон на холсте, масло. 48,7х78,6 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул



Фрагмент



Алупка, 1917. Холст, масло. 103х80 см. Нижегородский государственный художественный музей



Усадьба, 1918. Холст, масло. 53х71. ГТГ

Жена художника, Ирина Казимировна Войцеховская, изображена за чтением книги в интерьере московского особняка П.И. Харитоненко (1852-1914), промышленника, предпринимателя и мецената. С семьёй Харитоненко Виноградов был дружен много лет. В 1918-1919 годах он служил хранителем художественного собрания в особняке на Софийской набережной, который сейчас является резиденцией посла Великобритании.


Портрет жены художника в интерьере, 1919. Холст, масло. 101,6х79,3 см. Частное собрание, Москва

На картине "Московская улочка" изображен храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе в Москве. Церковь сохранилась до наших дней - она стоит на пересечении Большого Власьевского и Гагаринского переулков.


Московская улочка, 1920-е. Холст, масло. 57,5х71,2 см. Таганрогский художественный музей

В 1924 году живописец выступил одним из организаторов крупной и очень значимой выставки русского искусства в Америке и, воспользовавшись возможностью выехать для сопровождения картин за рубеж, в Советскую Россию уже не возвратился. Он поселился в Латвии, активно работал, писал, преподавал, путешествовал и скучал по родине, и скончался в 1938 году, накануне потрясений еще больших, чем те что ему уже довелось пережить.






Зимний пейзаж. Вид на Ригу, 1920-е. Холст, масло. 65х81 см. Национальный художественный музей им. М.К. Чюрлёниса, Каунас



Улица в Печорах, 1928. Холст, масло. 49х64,5 см. Собрание С.Б. Степанова, Москва

Собор Рождества Христова в Риге был построен в неовизантийском стиле по проекту выпускника Петербургской академии художеств Роберта Пфлуга в 1884 году. Пятиглавый храм с отдельно стоящей колокольней стал фоном для зимнего пейзажа Виноградова.


Вид на православный собор Рождества Христова в Риге, 1928. Холст, масло. 58х72. Частное собрание, Москва

"Женщина в русском национальном костюме" написана Виноградовым в имении Лоборож (Латвия), которое в XIX веке принадлежало литератору Александру Жемчужникову, одному из создателей литературной маски Козьмы Пруткова. В летнее время часть комнат сдавалась художникам. Со слов Виноградова, гостеприимный дом Жемчужниковых сохранил "остатки того прежнего помещичьего быта, который ныне почти исчез".


Женщина в русском национальном костюме, конец 1920-х. Холст, масло. 93х72 см. Частное собрание, Москва

В эмиграции в Латвии Виноградов тосковал по родине, по той жизни и быту, которые знал, любил и часто изображал на этюдах и картинах. Неудивительно, что на картинах латвийского периода нередко возникают образы, навеянные стилистикой русской усадьбы.


Купчиха за самоваром, 1936. Холст, масло. 71х56 см. ГТГ

До 10 января у нас есть возможность посмотреть работы Сергея Арсеньевича Виноградова и насладиться их красотой, светом и теплом.

Источник информации: этикетаж и стенды выставки
Tags: Виноградов, выставка, живопись, музей русского импрессионизма
Subscribe

Posts from This Journal “выставка” Tag

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments