galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Фёдор Рокотов. Собрание Исторического музея


Ф.С. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II, конец 1770-х - 1780-е гг.

Начало - на выставке Фёдора Рокотова
Продолжим знакомство с коллекцией Исторического музея. Написанный Рокотовым портрет Екатерины II точно повторяет композицию её большого парадного портрета, созданного в 1776 г. знаменитым парижским портретистом Александром Росленом. Портрет не понравился императрице и вскоре она распорядилась: при создании копий голову писать по оригиналу Рокотова. Подобные изображения называют иконографическим типом Рослена-Рокотова.

Обосновавшись в Москве, художник написал множество портретов представителей московского дворянства - камерных, погрудных или поясных, без лишних деталей. Портреты Фёдора Рокотова не спутаешь ни с какими другими - они заставлют остановиться и вглядываться в эти лица, а многие просто притягивают: В них читается достоинство и ум, глубина и одухотворённость - хочется подробнее узнать о личности, изображённой на портрете.
Чьи же лица мы видим на портретах Рокотова? Итак, пристпим...
Портрет девочки во взрослом наряде поступил в Исторический музей в 1927 г. после ликвидации музея-усадьбы Покровское-Стрешнево. Александра Фёдоровна Глебова (1766-1796) - дочь сенатора, генерал-аншефа Ф.И. Глебова и его первой жены А.И. Дашковой, изображена в платье пастельного оттенка по моде конца XVIII века. Впоследствии Александра вышла замуж за Дмитрия Михайловича Щербатова, дядю русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.


Ф.С. Рокотов.  Портрет А.Ф. Глебовой в детстве, начало 1770-х гг. Холст, масло.

Портрет Васильчиковой поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Анна Кирилловна Васильчикова (1754-1826) - четвёртая дочь гетмана Малороссии, президента Академии наук графа К.Г. Разумовского от брака с Е.И. Нарышкиной, изображена с фрейлинским шифром - инициалами царствующей императрицы на голубой ленте, который все фрейлины продолжали носить и после придворной службы. В отличие от своих сестёр она плохо усвоила воспитание на французский манер, с детства любила церковные службы и до конца жизни оставалась простой русской барыней. По семейному преданию, в 1797 г., передав своё состояние мужу, Васильчикова хотела стать монахиней, но супруг ей этого не позволил. После его смерти в 1808 г. Анна Кирилловна приняла монашеский постриг с именем Агния во Фроловском монастыре (Киев). Внук Анны Кирилловны А.А. Васильчиков - действительный статский советник, историк, директор Эрмитажа, собрал ценнейшую коллекцию гравюр, вошедшую в начале XX века в собрание Исторического музея.


Ф.С. Рокотов. Портрет Анны Кириловны Васильчиковой, урождённой княжны Разумовской (1754-1826). Конец 1770-х

Великий князь Александр Павлович - будущий российский император Александр I. Старший сын великого князя Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны. В начале 1780-х гг. было написано несколько портретов великого князя Александра Павловича. Самый первый находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, остальные - авторское повторение. На будущем императоре - бриллиантовый эполет - наплечный знак воинского различия, на груди - крест Св. Анны, который младенец получил через 8 дней после своего рождения, наследный орден Св. Анны, Андреевская лента.


Ф.С.Рокотов. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х гг.

Портреты Екатерины II в период её царствования были широко востребованы. Значительная часть известных портретов связана с оригиналом Ф.С. Рокотова из Русского музея.


Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет императрицы Екатерины II. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова !769-1770 гг. (Русский музей). Конец XVIII в.

Следующий портрет экспонируется впервые, он был определён в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова в 2018 году. Поступил в 1927 г. из Государственного музейного фонда. Мария Абрамовна Волконская (1736-1794) - дочь князя А.М. Волконского и Е.М. Самариной. Княжна жила в Москве, похоронена в Донском монастыре вместе с родителями. Её сестра Наталья Абрамовна последовала в Сибирь за мужем, М.А. Пушкиным, отнюдь не декабристом. За попытку изготовления фальшивых купюр его приговорили к смертной казне, заменённой ссылкой с лишением всех дворянских прав, и именованию "бывший Пушкин". Волконская изображена в свободном домашнем наряде с капюшоном для сохранения причёски. Исследования показали, что на портрете был полностью переписан костюм. Его живописное исполнение соответствует стилю мастерской Ф.И. Рокотова.


Ф.С. Рокотов. Портрет княжны М.А. Волконской, 1770-е гг. Холст, масло

Неизвестный изображён с лентой и звездой ордена Св. Анны. Владелец портрета Н.Е. Струйский (1749-1796) - поэт-графоман, восторженный поклонник искусства, был другом и заказчиком Ф.С. Рокотова. Учеником живописца был талантливый крепостной художник Струйского Андрей Зяблов. По-видимому, на портрете изображён кто-то из родственников семьи Струйских-Озеровых.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного в тёмно-зелёном кафтане. Конец1760-х-1770-е гг. Холст, масло
.
Портрет Воронцовой экспонируется впервые. Графиня Прасковья Фёдоровна Воронцова (1749-1797) приходилась троюродной бабушкой А.С. Пушкину. С 1773 г. - жена графа А.И. Воронцова (1748-1813), сенатора, действительного тайного советника. В 1799 г. он стал восприемником при крещении Александра Пушкина, с которым также состоял в дальнем родстве.


Неизвестный художник второй половины 19 в. Портрет графини П.Ф. Воронцовой. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова () 1770-х гг. Вторая половина 19 в. Холст, масло

Портретируемый изображён с лентой ордена Св. Александра Невского и знаком ордена Св. Анны на шейной ленте. С.В. Гагарин (1713-1782) - сын новгородского губернатора князя В.И. Гагарина и М.И. Волковой. В Москве жил в огромном доме на углу Рождественки и Страстного бульвара, построенном для него М.Ф. Казаковым. Позднее в нём находился Английский клуб, а затем - Ново-Екатерининская больница. Живя в Москве, управлял имениями Екатерины II.


Мастерская Ф.С. Рокотова. Портрет князя С.В. Гагарина. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова не позднее 1768 г. (Русский музей). Конец 1760-х гг. Холст, масло

Н. А. Бекетов (1729-1794) - сын симмбирского воеводы, полковника А.А. Бекетова. В 1762 г. Петром III был произведён в генерал-майоры, в 1763 г. назначен Еакатериной II астраханским губернатором. В этой должности принёс много пользы отечеству, развивал земледелие и шелководство, создал астраханское виноделие, урегулировал торговые отношения с Персией, способствовал переселению на Волгу иностранцев со всей Европы, основал немецкое поселение Сарепта, улучшил рыбные промыслы. За свою деятельность был пожалован в сенаторы.


Неизвестный художник середины 19 века. Портрет Н.А. Бекетова. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова (не ранее 1773). Холст, масло.

По-видимому, данный портрет является копией, исполненной в мастерской Рокотова вскоре после создания оригинала.


Неизвестный художник второй половины XVIII века (мастерская Ф.С. Рокотова). Портерт неизвестной. Холст, масло

Следующий портрет поступил в 1905 г. в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Особенностью данного портрета является отсутствие завершающих красочных слоёв. Он не окончен автором или утратил верхние слои в результате непрофессиональной реставрации. В XX веке реставратор слегка прописал черты изображённого.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного военного, начало 1770-х гг. Холст, масло.

Портрет почтенной дамы определён как работа Ф.С. Рокотова в 2016 году в Историческом музее. На портрете изображена дочь первого вице-адмирала русского флота Н.А. Сенявина и Н.Ф. Языковой, сестра адмирала А.Н. Сенявина, жена капитана флота Матвея Васильевича Ржевского. Три её сына стали генералами, один - капитаном I ранга. Ещё у неё были четыре дочери! Бант, символизирующий спокойствие и умиротворённость, украшает чепец матери семейства.


Ф.С. Рокотов. Портрет Ф.Н. Ржевской. Первая половина 1770-х гг. Холст, масло. Поступление в 1927 году из Государственного музейного фонда.

Мария Алексеевна Гагарина (1753-1804) - дочь генерал-майора князя А.Н. Волконского и М.Р. Кошелевой. Жена князя И.С. Гагарина, отличившегося в Чесменском сражении, крупного масона и основателя ложи "Сфинкс".  Их усадьба находилась в Армянском переулке, д. 11


Карл Розен (ученик Ф.С. Рокотова). Портрет княгини М.А. Гагариной. Видоизменённая копия 1794 г. с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова 1775 г. Холст, масло

А.А. Яковлев (1726-1781) - действительный статский советник, президент юстиц-коллегии, главный член Монетной экспедиции в Москве, был женат на княжне Наталии Борисовне Мещерской, похоронен в Новодевичьем монастыре вместе с женой. Владел усадьбой в Москве (Гоголевский бульвар, д.2).


Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет А.А. Яковлева. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова (Пушкинский дом, Петербург) (?), конец XVIII в. Холст, масло

Поступление: в 1889 г. от Е.М. Сушковой, ранее - в собрании Н.Е. Струйского и его потомков в имении Разуваевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Рокотов изобразил Сумарокова в резком повороте головы. 26 января 1767 г. он был пожалован орденом Св. Анны и чином действительного статного советника, что и стало вершиной чиновничьей и придворной карьеры Сумарокова. Жабо появились как украшение мужской сорочки, и до 1840-х гг. оставалось преимущественно деталью мужского костюма.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Сумарокова, не позднее 1777 г. Холст, масло

По предположению Н.Г. Пресновой (Третьяковская галерея), на картине изображена Екатерина Ивановна Козицкая (1746-1833), дочь богатого симбирского купца-старообрядца И.С. Мясникова. С 1771 г. - жена Г.В. Козицкого, писателя и журналиста, статс-секратаря Екатерины II в 1768-1775 гг. После смерти мужа жила в Москве в доме на углу Тверской и Козицкого переулка, названного в её честь. Портрет из собрания И.Б. Баженовой (Москва) известен с 1923 г., когда он впервые экспонировался на выставке работ Ф.С. Рокотова в Третьяковской галерее. Аналогичный портрет хранится в Русском музее.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И. Козицкой), конец 1770-х - начало 1780-х гг. Холст, масло



Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного в голубом кафтане, 1770-е гг. Холст, масло. Собрание Т.А. Удрас, Москва

Следующий портрет экспонируется впервые, определён в 2019 г. в Историческом музее как работа, созданная в мастерской Ф.С. Рокотова и с его участием. Живопись с гладким письмом без особых признаков манеры автора характерна для копийных произведений. Участие Рокотова обнаруживается только в лице модели серией типичных для него энергичных мазков. В 1740 г. после казни отца её сослали в Сибирь вместе со старшей сестрой Анной. Обеих насильно постригли в монахини. После воцарения Елизаветы Петровны с сестёр сняли монашеский обет и разрешили вернуться в Москву. Мария Артемьевна вышла замуж за графа И.И. Воронцова. В день свадьбы императрица вернула им имение рода Волынских Вороново.


Ф.С. Рокотов и мастерская. Портрет графини М.А. Воронцовой. Копия неизвестного художника с участием Ф.С. Рокотова с его оригинала !760-х гг. (Русский музей). Конец XVIII в. Холст, масло.

"Портрет дамы в серебристом платье" был приобретён на аукционе "Кристис" в 2008 году как работа неизвестного художника испанской школы XVIII века.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного (Князя Александра Борисовича Куракина?) (1752-1818). Копия с неизвестного оригинала конца XVIII в. Холст, масло
Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в серебристом платье, 1780-е гг. Холст, масло. Собрание С.А. Подстаницких, Москва

Портрет Стрешнева поступил в 1927 г. после ликвидации музея-усадьбы Покровское-Стрешнево в составе коллекции семейных портретов князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, определён в 2017 году в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова. В.И. Стрешнев изображён с лентой ордена Св. Александра Невского. С 1730 года В.И. Стрешнев - камер-юнкер двора Анны Иоановны, в 1741 году - уже тайный советник. После дворцового переворота 1741 года привлечён к следствию как лицо, близкое к опальному вице-канцлеру графу А.И. Остерману, лишён чинов и ордена.


Ф.С. Рокотов и мастерская. Портрет В.И. Стрешнева. Конец 1760-х гг. Холст, масло.

Варвара Алексеевна Нарышкина (1760-1827) - дочь князя А.Н. Волконского и М.Р. Кошелевой, внучка известной политической деятельницы А.П. Волконской (сестры графа А.П. Бестужева-Рюмина). В браке родила девять детей. Это её старшая дочь Маргарита Михайловна после гибели в Бородинском сражении мужа, генерал-майора А.А. Тучкова, приняла монашество с именем Мария. Она стала основательницей и игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. В.А. Нарышкиной принадлежал дом В Москве, на Пречистенском бульваре (Гоголевский бульвар, д. 10). Похоронена в Донском монастыре рядом с мужем.


Ф.С. Рокотов. Портрет В.А. Нарышкиной. Конец 1780-х - начало 1790-х гг. Холст, масло

Парадный воинский портрет до 1917 г. находился в родовом имении Ярополец графов Чернышевых, поскольку генерал-аншеф, сенатор П.И. Панин и основатель майората в этом имении граф З.Г. Чернышев были женаты на родных сёстрах, урожденных баронессах Ведель. Панин (1721-1789), покрывший себя славой в сражениях Семилетней войны и в войне с турками, изображён в стальных латах и голубом бархатном плаще, с алмазной звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного, со звездой и лентой Св. Георгия 1-й степени и знаком ордена Св. Анны на шейной ленте. Командовал войсками, выступавшими против Пугачёва, был членом суда над Пугачёвым. С конца 1775 г. отошёл от дел и занимался благоустройством усадьбы Михалково. В Москве жил в большом собственном доме (Мясницкая, д. 43, стр. 1). В 1783 г. унаследовал после смерти Н.И. Панина усадьбу Дугино в Смоленской области и переехал туда с семьёй.


Ф. С. Рокотов. Портрет генерал-аншефа графа П.И. Панина. Видоизменённая копия с несохранившегося оригинала В. Эриксена, вторая половина 1770-х гг. Холст, масло

Портрет Сумарокова поступил в 1940 г. из музея "Александровская слобода", до этого находился в усадьбе Завалино близ Александрова, в 2017 году определён в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова, исполнен с оригинала другого художника. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - один из крупнейших русских литераторов XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Изображён с лентой и звездой ордена Св. Анны. Очевидно, заказчиком стал Н.Е. Струйский, большой поклонник таланта А.С. Сумарокова.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Сумарокова, не позднее 1777 г. Холст, масло

Портрет Белосельской определён в 2008 г. в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова. Анна Фёдоровна Белосельская (1740-1796) - единственная дочь генерал-лейтенанта, генерал-полицмейстера Петербурга Ф.В. Наумова и М.М. Самариной. Жена князя А.М. Белосельского, дипломата, члена посольства в Париже, куда Анна Павловна отправилась вместе с супругом в начале 1760-х гг. Брак не был счастливым, она вернулась в Москву и поселилась в родовом доме в Газетном переулке, д. 14/1, стр. 1. Перед смертью она родила от П.И. Самарина незаконнорожденного сына, который впоследствии получил дворянство и стал известным коннозаводчиком.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.Ф. Белосельской, 1770-е гг. Холст, масло

Информация со стендов и этикетажа экспозиции
Tags: аристократия, выставка, дворянство, живопись, москва, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “выставка” Tag

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments