galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

На выставке Фёдора Рокотова



Первая выставка после продолжительного перерыва, которую не хотелось пропустить ни в коем случае,  -  "Фёдор Рокотов. Собрание Исторического музея". Она - не очень большая, но знаменательная как для музея, так и для почитателей таланта Фёдора Рокотова. Впервые Исторический музей показывает свою коллекцию живописи Рокотова. И таким образом отмечает завершение шестилетнего процесса кропотливой и трудоёмкой реставрации. Музей представляет как собственные работы Рокотова, так и в соавторстве с учениками. Большую часть работ коллекции Исторического музея составляют произведения 1770-х годов. Народу на выставке в Музее войны 1812 года, который входит сейчас в комплекс Исторического музея, традиционно мало. Сначала - общий обзор экспозиции...

Естественно, центральное место занимает парадный портрет Екатерины II.




Рокотов неоднократно получал заказы на создание полотен с изображением членов царской семьи, что являлось высшим знаком признания его мастерства.


Ф.С. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II (1729-1796). Авторское повторение оригинала 1769-1779 гг. (Русский музей), 1786. Холст, масло

Линию царского портрета продолжает портрет великого князя Александра Павловича, выполненный в начале 1780-х годов.




Несколько портретов впервые атрибутированы как работы кисти Рокотова. Плюс на выставке ещё три портрета из частных собраний, одна из которых была куплена на европейском аукционе как работа художника испанской школы XVIII века, а оказалась - кисти Рокотова. По датам выставка соответствует периоду, когда Рокотов жил в Москве.




Судьба Рокотова (1730-е - 1808) необычна. По одной из версий, он был внебрачным сыном князя Петра Репнина, имение которого находилось в подмосковном Воронцове (сейчас это Москва), по другой - художник принадлежал к роду псковских дворян Рокотовых. Его нашёл меценат и покровитель искусств Иван Шувалов, когда отбирал учеников для обучения в Академии художеств, которая располагалась в доме Шувалова. Собрание картин западноевропейских художников в особняке И.И. Шувалова произвело на Рокотова сильное впечатление. На одной из своих картин он запечатлел интерьер кабинета Шувалова с развеской картин. Копия этой знаменитой картины кисти его ученика Андрея Зяблова, крепостного Струйского, тоже показана на выставке. Это наиболее ранний пример произведения интерьерного жанра в русской живописи.




Кабинет Шувалова, в старинном значении - помещение для хранения коллекций, представляет интерьер с убранством в стиле рококо. На стенах - картины, расположенные шпалерной развеской. Это собрание было подарено владельцем Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Многие картины легко читаются: "Избиение младенцев А. Челести" (Музей Академии художеств), серия из четырёх картин А. Маньяско (Эрмитаж, ГМИИ), портрет молодого человека М. Свертса (Эрмитаж), Весна Д. Ногари (Эрмитаж), стоящая на полу справа.


Кабинет И.И.Шувалова. Копия с не сохранившейся картины Ф.С. Рокотова, написанной не позднее 1758. Зяблов Андрей, Рокотов Федор Степанович. 1779. 72,5х118 см. Холст, масло

Бывший крепостной (как считают  большинство искусствоведов) сделал в Петербурге головокружительную карьеру, став академиком еще до 30 лет. Однако на пике славы в 1766 году он вернулся в Москву, где тоже быстро стал художником номер один. Мастерская художника располагалась в доме на Старой Басманной. Справиться один со множеством заказами он не мог, поэтому в мастерской работали его ученики, предположительно 3-4 человека. С уверенностью можно сказать только о Зяблове. Во флигеле, где располагалась мастерская, одновременно в деле могло быть до 50 холстов. В основном мастер писал только головы моделей, а их нарядами занимались ученики. За портреты, по воспоминаниям современников, Рокотов брал 50 рублей - по сравнению с иностранцами, державшими ценник на уровне полутора-двух тысяч рублей, это была небольшая сумма.
Звезда Рокотова угасла постепенно: возможно, из-за гонений на масонов, он был одним из них. О последних двадцати годах жизни художника сведений сохранилось немного. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
Смерть его осталась незамеченной. Рокотов был предан забвению на 100 лет, вплоть до грандиозной "Историко-художественной выставки русских портретов" 1905 года в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым, собравшим на нее 2300 произведений. В Серебряном веке рокотовскую игру на полутонах и недосказанности, оценили в полной мере.




Ещё одна из целей выставки - представить копию как важные историко-художественный памятник XVIII века. В этот период копии были широко распространены - заказывая свой портрет, многие просили сделать несколько копий для подарков. К копиям в то время относились с уважением, они заменяли фотографии.
Два портрета графа И.И. Воронцова, выполненные в мастерской Рокотова менее умелыми художниками и пострадавшие в дальнейшем от донаучной реставрации, представлены, чтобы показать живопись на промежуточном этапе.




В отдельном разделе экспонируется замечательная коллекция гравюр с оригиналов Рокотова. Гравюры создавались как самостоятельные произведения и разлетались по всей империи. Они делали известными имя Рокотова и его образы.




Особенно интересны гравюры с несохранившихся произведений Рокотова. Гравюры способствовали публичности Рокотова, но не отражали внимания Рокотова к камерному портрету, в котором всегда присутствовал интерес художника к частной жизни человека.




Уникальная гравюра на атласе светло-зелёного цвета - знаменитый портрет Екатерины II, заказанный для её восторженного почитателя Н. Е. Струйского.


Г.И. Скородумов. Портрет императрицы Екатерины II с живописного портрета Ф.С. Рокотова

В представлении современников гравированный портерт был в первую очередь именно портретом, воспроизводящим облик конкретного человека, и только во вторую - публикацией живописного произведения.


Д.Г. Герасимов. Портрет великого князя Павла Петровича, 1762. (По живописному оригиналу Ф.С. Рокотова, 1761, холст, масло, Русский музей). Бумага, резец, офорт. Поступление в 1905 г. в составе коллекции П.И. Щукина









Кроме того, на выставке показаны материалы фотосъёмок и рентгенограмм, сделанных во время технико-технологического изучения полотен и реставрационных работ.




Выставка будет открыта до 28 сентября в Выставочном комплексе Исторического музея. Фотографировать не очень удобно из-за организации выставочного пространства и освещения.



Подробнее о представленных работах в продолжении...
Информация со стендов и этикетажа экспозиции
Tags: Фёдор Рокотов, аристократический портрет, выставка, живопись, москва, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “выставка” Tag

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments