galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Category:

Из прошлого в настоящее. История одного московского дворика


Фото 1968 года

Такой вид открывался из окна второго этажа нашего дома. В прошлом веке я жила в переулке, который выходил прямо на Арбатскую площадь. Часто в мыслях, а иногда и наяву, я возвращаюсь во двор моего детства. Я иду вниз от Моссельпрома по узкому, изгибающемуся дугой Нижнему Кисловскому переулку. Небольшой уклон добавляет переулку индивидуальной особенности и очарования, или мне только так кажется...




Если идти от Арбатской площади, то сразу справа стоит роскошная усадьба Шаховских - Краузе - Осиповских, а слева - знаменитый Дом Моссельпрома, "первый советский небоскрёб".  Он выходит в переулок своей выразительной башней.




До сих пор в переулке большей частью сохранилась историческая застройка: ряд жилых и доходных домов, построенных в XIX веке.




Вот уже виден с левой стороны дом № 6, жёлтый, двухэтажный с одной стороны от ворот, и трёхэтажный - с другой, с двумя надстроенными этажами. Это бывшая усадьба Секретарёва. В 1860 году статский советник Пётр Секрётарев построил дом, в котором устроил зал на 300 мест для своего любительского театра-табакерки, так называемой “Секретарёвки”. В этом театре играл Савва Мамонтов, затем его увлечение театром привело к созданию Русской частной оперы. Здесь К.С. Алексеев заимствовал свой псевдоним "Станиславский" у Алексея Федоровича Маркова, который после получения диплома врача перестал играть в театре.




В 1892 году "Секретаревка" перестала существовать, дом перешел к доктору А. Корнилову, устроившему в нём водолечебницу. Следующий этап в истории нашего дома снова был театральный: c 1917 по 1926 годы помещение использовалось еврейским театром "Габима",  художественным руководителем которого был Евгений Вахтангов.
Несмотря на малые размеры, зрительный зал театра имел в высоту два этажа, партер, ярусы, ложи, галёрку, оркестр и кулисы. Вход для артистов и сцена располагались в правой части фасада (на фото виден этот вход со двора под козырьком). На первом этаже здания были гардероб и кухня.


Фото 2008 года.

Зрители проходили через подъезд со стороны Нижнего Кисловского переулка. Вот этот подъезд виден на фото под номером дома.




Во время гастрольного турне по Европе и США, коллектив театра "Габима" решил не возвращаться в Советский Союз, и дом ожидала совсем другая судьба. Его надстроили и разместили в нём коммунальные квартиры.


Фото из интернета

В детстве двор казался мне очень большим, здесь всем хватало места. Постоянно звучала музыка из Центральной музыкальной школы, на скамейках сидели бабушки, вокруг двух клумб носились на велосипедах ребятишки, а ранней весной во дворе ставили снеготаялку. Папа рассказывал, что раньше в этом доме был театр, а квартира наша располагалась на втором этаже, как раз в том месте, где находилась сцена, только я совершенно не могла себе этого представить.


Фото 1950 года

На картине художника Н.И. Осенева изображен вид, как будто из нашего окна на втором этаже, но только поверх двора, со значительно более высокой точки. Видны и школа в торце переулка, в которой я училась, - жёлтое трёхэтажное здание, и двор соседнего дома №4, куда мы ходили играть в прятки. Краснокирпичное здание слева - это Центральная музыкальная школа. На самом деле, конечно, ничего этого не было видно из нашего окна, но когда я впервые увидела эту картину, сразу узнала родные места.


Н.И. Осенев. Москва. Зима. 1967 год

Соседний двор дома №4 постройки 1817 года, который виден на картине, очень сильно изменился. Дом отреставрирован и выкрашен в бирюзовый цвет.




А вот здание школы почти не изменилось, только раньше оно выглядело как-то скромнее. В 1950-е годы в этом здании по Большому Кисловскому (в то время улица Семашко), дом №4, располагалась средняя общеобразовательной школа № 92.




В первой четверти XIX века здание было небольшим двухэтажным домом с мезонином. Дом надстроили в 1884 году третьим этажом с кариатидами, а на втором этаже появился большой актовый зал. В 1885 году сюда переехала "Частная женская классическая гимназия" З. Д. Перепёлкиной.




На картине видны и главки церкви Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе.




Всё вроде осталось на своих местах, но это только внешние приметы. Теперь - двор дома №6 по Нижнему Кисловскому переулку пуст, в строениях находятся какие-то странные конторы, новое здание ЦМШ возвышается над двухэтажными домиками нашего двора.




Старый тополь, который был виден из нашего окна, на своём месте. Наверное, он был высажен в конце XIX века...




Двухэтажные флигели основательно подновили.




Ворота, по-моему, всё те же. Какая же участь ждёт дом №6 по Нижнему Кисловскому переулку? Вот недавно появилось сообщение, что планируется провести реставрацию этого дома, снести деревянную надстройку и вернуть дому исторический вид...




Приказ Департамента культурного наследия города Москвы № 803 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Городская усадьба, XIX в.: - Главный дом, 1860 г. Здесь с 1860 по 1892 год располагался знаменитый в Москве театр П.Ф.Секретарева ("Секретаревка"), на сцене которого выступал К.С.Алексеев (Станиславский); - Флигель, XIX в. Здесь в 1868 г. жил и работал писатель Л.Н.Толстой", расположенного по адресу: г. Москва, Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 1, 2" был подписан 19 октября 2018 года.



Tags: Арбат, Нижний Кисловский переулок, архитектура, культура, москва, семейный архив, улицы моего детства, центр
Subscribe

Posts from This Journal “улицы моего детства” Tag

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments