galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Category:

Шедевры в Будапештском музее изящных искусств. Возвышенное и земное

Нидерландских художников, побывавших в Италии и находившихся под влиянием художественных идеалов итальянского Возрождения (Ренессанса), называли "романистами", так как в обновлении нидерландского искусства решающая роль принадлежала искусству Рима. Творчество Питера Брейгеля Старшего среди произведений современных ему художников-романистов по своей гениальности и индивидуальному характеру производит впечатление обособленного явления.
В будапештском музее нашли только одну картину Питера Брейгеля  "Проповедь Иоанна Крестителя". А на ней, хоть это и религиозный сюжет, изображена обычная сельская проповедь, которые проводились в период Реформации на религиозных сходках. Фигура Иоанна Крестителя почти не видна в глубине картины. Главным действующим лицом является толпа, сборище людей верующих, любопытствующих и скучающих. Характерные приметы картин Брейгеля (множество деталей и единство человека и пейзажа)  - и в этом шедевре художника.
Достоверно неизвестны ни год, ни место рождения Питера Брейгеля Старшего (Брейгеля Мужицкого). В 1551 году он вступил в антверпенский цех художников. Учился он у Питера Кукке, ездил в Италию, потом работал в Антверпене, а с 1563 года в Брюсселе. Художник часто посещал деревенские свадьбы и праздники, смешавшись с толпой. Там он делал зарисовки, которые потом использовал в сюжетах из Нового завета. Для него скорее всего религиозный сюжет был поводом, чтобы показать повседневную жизнь современной Фландрии. Картина получена из собрания эрцгерцогини Изабеллы, наместницы Нидерландов.


Питер Брейгель Старший, 1525-1560. Проповедь Иоанна Крестителя

А эта картина представлена в экспозиции музея как произведение Иеронима Босха, о чём говорит и табличка рядом с ней. И ведь на самом деле сюжет, тема картины и карикатурное изображение крестьян относят нас к Босху. У нас не зародилось ни капли сомнений. Но не тут-то было. Оказывается, венгерский искусствовед Пиглер установил, что сидящая вокруг стола кутящая компания по сюжету тесно связана с одной из сатирических композиций Босха, которая дошла до нашего времени в виде гравюры на меди Питера ван дер Гейдена. Различие между этой гравюрой и будапештской картиной только в том, что на гравюре с картины Босха изображены монахи, монашки и горожане, во время еды поющие по нотам, а на картине в музее за столом сидят крестьяне и рассматривают книгу с изображением кушаний и бокалов. Жанровое изображение сатирической темы соответствовало сложившемуся к середине XVI века конкретному характеру нидерландского искусства.


Иероним Босх, 1450-1516. Кутящая компания, 1480

В книге Терези Герси  "Брейгель и нидерландская живопись его века" венгерского издательства "Корвина", 1970 года эта же работа представлена как произведение Мартина ван Клеве. По-видимому, точно установить, кем была написана картина, уже невозможно.


Мартин ван Клеве, 1523-1581. Кутящая компания

Картина предположительно находилась в венском дворцовом музее, затем из будайской квартиры управляющего королевским имуществом попала в Венгерский национальный музей, а затем в 1896 году - в Музей изящных искусств.


Tags: Будапешт, Венгрия, живопись, музей изящных искусств
Subscribe
promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments