?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Конструктивизм на Страстном бульваре
galik_123


На Страстном бульваре есть два здания в стиле конструктивизма - это дома №№ 14 и 16. Построил их в 1928-1931 годах архитектор И.А. Фомин специально для Электромашиностроительного института. Это было последнее частное учебное заведение, основанное при советской власти в 1920 году на собственные деньги инженером-электриком Я.Ф. Каганом-Шабшаем, вскоре институт стал государственным. В первой половине XIX века на этом месте стояли здания, реконструированные в 1875 и 1886 годах, и дом №16 был подворьем Высоко-Петровского мужского монастыря ("Петровская гостиница").

После перестройки угловой дом с узкими вертикальными окнами и полукруглым оформлением фасада повторял силуэт старого дома, имел три этажа и выходил на угол Петровки и Страстного бульвара огромным окном-витражом. В 1933 году Электромеханический институт закрыли, его помещения были заняты Институтом связи, а с 1950-х и до начала 2000-х годов здание занимал Московский авиационный технологический институт. После очередной реконструкции в этом здании открыли, как обычно, бизнес-центр. Аттик здания украсила вывеска "Венский дом".




Интересно, что эти дома связаны с темой конструктивизма ещё и тем, что с 1919 до перестройки в угловой двухкомнатной квартире на втором этаже десять лет жил архитектор К.С. Мельников. Одна из комнат Мельникова представляла собой четверть круга и пятью окнами выходила на угол Петровки и Страстного бульвара. Время, проведенное в этой квартире, было самым плодотворным для архитектора. Здесь Мельников спроектировал свой круглый дом в Кривоарбатском переулке.




Архитектором двух конструктивистских домов на Страстном бульваре был Иван Александрович Фомин (1872-1936) - историк архитектуры, график, педагог, крупнейший представитель неоклассицизма в предреволюционной и советской архитектуре, создатель и пропагандист концепции "пролетарской классики". Многочисленные проекты и постройки Фомина, а также его теоретические взгляды, играли большую роль в развитии архитектуры в нашей стране на протяжении первой половины XX века, но всё же большинство проектов так и не были реализованы. В Москве лучшими его работами являются: станции метро "Красные ворота" ("Лермонтовская") и "Театральная" ("Площадь Свердлова"), дом-паровоз на Новой Басманной, 2/1, дом общества «Динамо» на Лубянке, новый корпус Моссовета, примкнувший сзади к казаковскому дворцу генерал-губернатора.


Портрет И.А.Фомина, 1926. Г.С. Верейский

Предлагаю познакомиться и с другой стороной творчества знаменитого архитектора. Наследие И.А. Фомина включает коллекцию офортов. Искусству офорта Фомин учился у знаменитого Василия Матэ (1856-1917) - выдающегося мастера репродукционной гравюры, учениками которого были В. Серов, П. Шиллинговский, И. Павлов. Многие рисунки Ивана Фомина этого периода находятся сейчас в частных собраниях.




Самый конец двадцатых годов был временем И.А. Фомина. Наиболее влиятельным течением отечественной архитектуры XX века была неоклассика. В духе этого творческого направления работали наиболее талантливые архитекторы: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов.
Фомин считал, что новый стиль должен быть создан на основе классических архитектурных форм, но упрощенных и лишенных избыточного декора. Он "изобретал" такие новые формы, как колонны без утонения, без капителей и баз, спаренные колонны, колонны, стоящие прямо на земле, антаблемент, замененный простой полосой, ступенчатый карниз из ряда нависающих прямых полок.


И.А. Фомин. Проект Курзала на минеральных водах. Колоннада, 1909

Иван Фомин начал свое архитектурное образование в 1894 году в петербургской Академии художеств. В 1897 он был отчислен за участие в студенческих волнениях. Для продолжения обучения требовалось повторно подавать заявление о приеме с согласием соблюдать правила, установленные Академией. Фомин не стал этого делать и отправился в Париж. Через год он вернулся в Москву, сдал экзамен на право производства строительных работ и начал карьеру в сотрудничестве с московскими архитекторами Д. Кекушевым и Ф. Шехтелем. Это было время увлечения модерном. Сам Фомин стал одним из первых и наиболее талантливых архитекторов этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков, в частности, участвовал в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. В 1902 году он выступил одним из организаторов и экспонентов московской выставки "Архитектура и художественная промышленность нового стиля".
В 1905 году для формального завершения образования Фомин возобновил занятия в Академии и в 1909 году закончил ее по мастерским Л.Н. Бенуа (архитектура) и В.В. Матэ (офорт). В качестве дипломной работы он представил проект Курзала на Минеральных водах.


И.А. Фомин. Проект Курзала на минеральных водах. Колоннада, 1909

Проект вызвал одобрение, Фомин получил звание художника-архитектора и право на зарубежную поездку. Он отправился в Египет, Грецию и Италию изучать ордерную архитектуру.


И.А. Фомин. Египет, Луксорский храм, 1909-1910

Во время путешествия им были сделаны не только натурные рисунки, но и офорты.


И.А. Фомин. Рим. Строительство памятника Виктору-Эммануилу II, 1910



И.А. Фомин. Рим. Виа Кавур, 1910



И.А. Фомин. Архитектурная фантазия, 1910-е годы



И.А. Фомин. Руины, 1910-е годы

Вернувшись в Россию, Фомин работал над множеством проектов. Он делал эскизы интерьеров, фасадов, декоративных росписей особняков. В 1911 году Фомин победил в конкурсе на проект памятника героям войны 1812 года. Этот памятник с некоторыми изменениями был построен в Витебске, и до сих пор украшает город.


И.А. Фомин. Береговой устой Бородинского моста в Москве, 1911

В 1915 году Фомин получил звание академика архитектуры. В это время у него было множество заказов, он побеждал на конкурсах, был широко известен и пользовался авторитетом в профессиональной среде. В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII - начала XIX веков. Лучший образцы его творчества в стиле неоклассицизм  - особняк Половцева и дом Абамелек-Лазарева в Петербурге.


И.А. Фомин. Особняк Половцева

Архитектор Фомин мыслил большими ансамблями, примером является проект застройки острова Голодай ("Новый Петербург") - строительный проект конца XIX - начала XX веков.


И.А. Фомин. Проект ансамбля "Новый Петербург" на острове Голодай, 1912



И.А. Фомин. Проект ансамбля "Новый Петербург" на острове Голодай, 1912. Фрагмент.



И.А. Фомин. "Новый Петербург". Колоннада полукруглой площади, 1912



И.А. Фомин. Конкурсный проект музейно-выставочного центра на Тучковом буяне, 1913
Вид от Тучкова моста в сторону Петропавловской крепости.


И.А. Фомин. Проект дворца для рабочих Нарвского района в Петрограде.
Зрительный зал, 1919. Музей архитектуры им. А.В. Щусева.


Источники информации: archspeech.com , trv-science.ru , archsovet.msk.ru

Posts from This Journal by “архитектура” Tag


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Интересно(рисунки впечатляют)и сама архитектура прекрасна!

Спасибо за знакомство с интересным художником-архитектором-творцом.

Ещё раз убеждаемся, что талантливые люди талантливы во всём...

Совершенно не помню этот дом, надо сходить посмотреть. То ли я все время на другую сторону бульвара смотрю...

Дом-то известный - бывший МАТИ:)

Вот не помню, наотрез. Придется смотреть вживую.)

Здания раскрасили "по-детски" - их и не узнать:)

Как интересно! Видимо, когда Мельников жил в квартире с комнатой в четверть круга, и родилась у него идея создать круглый дом.
Спасибо, Галочка, за прекрасный рассказ о Фомине, необычайно талантливом архитекторе, и его творчестве!

Очевидно, что это послужило толчком для проекта Мельникова)

Архитекторы обычно очень хорошо рисуют, но офорты - особая техника.

Интересный архитектор, знала его только как автора памятника героям войны 1812 года в Витебске.
Спасибо большое за рассказ!

В Москве в 2015 проходила его выставка офортов.

  • 1