
Себастьяно дель Пьомбо, 1485-1547. Мужской портрет
До сих пор не удалось установить, кто этот молодой человек с таким благородным лицом и задумчивым взглядом. Портрет, висящий в центре зала итальянской живописи эпохи Возрождения, долгое время приписывался кисти Рафаэля. Все считали, что на портрете изображён поэт Тебальдео. До середины XVII века портрет находился в коллекции герцога д'Эсте. Одежда молодого человека (чёрный плащ с меховым воротником, открытый присборенный ворот рубашки), берет, прикрывающий длинные волосы с прямым пробором, - всё это воспроизводит моду 1515-1520 годов, которая предписывала мужчинам ходить в чёрной или тёмной одежде. По ней нельзя достоверно определить ни личность изображенного человека, ни его происхождение, ни откуда он родом. На свёрнутом листе бумаги в руке мужчины ничего не написано, не дают никаких сведений и архитектурные элементы фона слева.
Трудно было определить и автора портрета. С конца XIX века предположение о том, что автором является Рафаэль, было единодушно отвергнуто. Почти все специалисты отнесли его к творчеству Себастьяно дель Пьомбо, венецианского художника, чему способствовал и венецианский характер пейзажа справа. В Венеции он учился у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. После учёбы переселился в 1511 году в Рим, где, естественно, на него оказали влияние работавшие в Риме Рафаэль и Микеланджело. Будапештский портрет относится к произведениям Себастьяно дель Пьомбо первых римских лет. Портрет был куплен на аукционе коллекции Скарпа в Милане в 1895 году.

Journal information