?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Как дача превратилась в избу
galik_123


На Верхней Масловке остался один дом старой застройки - деревянная изба. Конечно, он выделяется на фоне многоэтажных домов, и на него все обращают внимание. Это сейчас он выглядит как изба, а на самом деле это была роскошная дача. Особняк был построен в 1906 году на окраине Петровского парка, в Бутырском проезде (до 1914 года так называлась улица Верхняя Масловка) промышленником и коннозаводчиком Николаем Павловичем Малютиным (ок. 1852-1907) для своей любовницы - Анны Адольфовны Гильбих. Деревянный дом и в начале века выделялся среди других особняков Петровского парка. Парк стал престижным аристократическим дачным местом в первой половине XIX века. В конце XIX века зеленые насаждения парка сильно сократились из-за развернувшегося дачного строительства. Лишь в 1907 году Николай II запретил раздавать земли Петровского парка под дачи.

Малютины - богатый калужский купеческий род, владели бумаготкацкими, химическими, стекольными, сахарными заводами, золотыми приисками. Николай Павлович Малютин (ок.1852-1907) - третье поколение купцов этой династии, совладелец промышленно-торгового Товарищества "П. Малютин и сыновья", коннозаводчик. В середине XIX века знаменитые орловские рысаки Н.П. Малютина были хорошо известны в России. Госпожа Гильбих тоже была любительницей лошадей.
Раньше двухэтажный особняк венчал купол на крыше и надстройка для зимнего сада, перед главным фасадом была терраса. Во дворе располагались конюшня с лучшим выездом в Москве, каменный флигель, в котором жила прислуга. Дом представлял собой "cмесь французского с нижегородским" - вроде модерн, но в "русском" стиле.


Фото: pastvu.com/p/359555

О хозяевах этого дома рассказывает Яков Иванович Бутович в книге "Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика". Я.И. Бутович - организатор одного из лучших конезаводов страны, создатель единственного в мире частного музея "Лошади", один из лучших специалистов в России по разведению племенных лошадей. О нём - в моей публикации Из истории российского коневодства.
Вот что писал об этой колоритной паре Я.И. Бутович:
...Николай Павлович Малютин происходил из именитой купеческой семьи, его предки обладали миллионами. Это был, если можно так выразиться, представитель старой купеческой аристократии. Вид у Малютина был действительно вполне аристократический. Среднего роста, довольно плотный, с крупными, но красивыми чертами лица, седой как лунь. Усики он носил небольшие и такую же бородку. Говорил тихо, протяжно и немного заикаясь. В движениях был медлителен и спокоен. От всей его фигуры веяло спокойной важностью и чувством собственного достоинства, тем чувством, которое, увы, так редко встречается у русских людей. Нигде, никогда и ни в каком обществе этот человек не мог пройти незамеченным. При его появлении неизбежно раздались бы и раздавались вопросы, любопытные возгласы: кто это? Он не только обращал на себя всеобщее внимание, но невольно как-то сразу привлекал к себе сердца. Нечего и говорить, что с ног до головы он был европейцем, подолгу живал за границей, превосходно владел языками, был хорошо и разносторонне образованным человеком...
...Анна Адольфовна Гильбих, немолодая женщина еврейского типа и такого же происхождения, была некрасива, криклива и невероятно кривлялась. Малютин очень ее любил и был невероятно чуток к тому, как относились к ней. Малютин баловал ее до безобразия, у нее не было только что птичьего молока. Тяжело было видеть этого почтенного барина-старика под башмаком такой недостойной женщины...




Малютин прожил с Анной Гильбих 10-12 лет. Внезапно Анна Гильбих вышла замуж за наездника Павла Чернова, имевшего много побед на лошадях малютинского завода и своего человека в доме Малютина. Чернов оставил езду и уехал с женой в имение в Тверской губернии, подаренное ему Малютиным. Однако через несколько лет, они разорились, и были вынуждены вернуться в Москву, в дом на Верхней Масловке. Гильбих бросила и его и вышла замуж за красивого молодого человека без определённых занятий.
После смерти Анны Гильбих в особняке проживала ее дочь Татьяна, также большая поклонница лошадей. После революции дом уплотнили - по тем временам он выделялся среди других наличием водопровода, канализации. Но Татьяну не выселили. В конечном счете в 1949 году здесь жило более 20 семей. По воспоминаниям жильцов, жили в доме очень дружно, отношения между соседями были добрыми.




Дом был жилым до 1971 года, потом его передали управлению завода "Художественная гравюра", штамповавшему значки, а в 1998 году его арендовал "Центр ремёсел" Северного административного округа Москвы.  При Центре ремесел работает кафе-клуб "Изба на Масловке" и сувенирная лавка.




Задний фасад дома имеет и вовсе неприглядный вид. Так что - роскошная жизнь осталось в прошлом...



Это сообщение о деревянном доме №18 на Верхней Масловке подготовлено "по заявкам читателей" журнала architectstyle .
 Информация позаимствована в vm.ru/news ; Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика

Posts from This Journal by “архитектура” Tag


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

Выделяется этот дом на современной улице. Нас к нему на экскурсии водили.
Интересная история у дома.

Жалко только, что от прежней роскоши мало что осталось...

Такой дом в современной Москве воспринимается как чудо))))

Хоть уже и мало похож на то что было...

Жаль, что он теперь выглядит совсем по другому

А был очень даже интересный)

Свидетель 20 века. Такая замечательная история у дома.

Вид у него сейчас, конечно, непрезентабельный, но всё же - это история...

В любой другой стране давно бы отреставрировали и берегли бы как жемчужину.

Это точно, а в Москве судьба его неизвестна... Дом исторический!

У коннозаводчика Н.П. Малютина Богдан Ханенко купил оптом картины из дома, который тот недавно приобрёл. Картины ему были не нужны - свалены на чердаке. Среди них был хорошо известный натюрморт Хуана де Сурбарана https://collectionerus.ru/media/items-large/6/66/66zwild91s4c46b7.jpg

Похоже, он больше интересовался лошадьми, женщинами и вином, причём красным:)

Я в эти зеленые ворота много лет ходила в "Хорсс" за глиной и не подозревала, что это за деревянное строение. Думала - так, архаика некая. А оно - вона )

Там сзади целое керамическое производство было, они и печами торговали, и глиной, и всем для керамики.

Похоже их сейчас разбирают.

Ой, чего только в Москве нет! Всё есть! Интересный дом, интересная история..

Скандальная история в своё время нашумела в Москве:)

И я ходила раз туда за глиной. Давно не была, спасибо за рассказ. Вот бы они башенку восстановили, а? Ну мечтать ведь не вредно. А русского модерна много (было). В Питере все дачи на карельском были в этом стиле . Да и не только в Питере. Я собирала их некоторое время назад, в ЖЖ кое-что тоже есть.

Сегодня как раз смотрела, как погибает роскошная деревянная дача в Серебряном бору. Это та самая, в которой снимали "Московскую сагу". Уже крыша обрушилась с одной стороны...


Одно время на Костякова оставалась изба в окружении домов у парка "Дубки", которая имела мандат от Ленина.
Не уследил, что с ней стало. Надо думать, что как Ленин перестал быть авторитетом, так и избе риелтеры
устроили кирдык..

Не, пока не устроили. Поплохела избушка, но жива ещё.

Там вообще район был очень красивый. Много цветущих деревьев, весной соловьи. Теперь все спилили, одни вороны(

как можно было впихнуть в этот дом "более 20 семей"?!

Вообще-то, там даже общие помещения были - типа бильярдной комнаты)

конечно под кафе, а куда еще? ну под "пространство" какое-нить, для хипстоты. Я видела этот дом.

Сейчас этот дом выглядит довольно убого, особенно с современным портиком...

"Продам землю под застройку дом в придачу на дрова"Йохуууу

Так и будет, наверное, в конце концов(

Очень характерна надпись "салон-изба".)