galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Где рождаются гении
galik_123


10 июля исполнилось 140 лет со дня рождения гениального русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Он родился в зажиточной крестьянской семье в небольшой деревне Караковичи, Ельнинского уезда (в настоящее время - Рославльский район). Деревня эта находилась в Смоленской глуши между Рославлем и Ельней. Когда ему исполнилось четыре года, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник. Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в городе Рославле.
1. Способности Конён­кова к рисованию получили дальнейшее развитие во время учения в Рославле.




2. Сейчас на здании, в котором находилась гимназия, висит мемориальная доска.




После окончания курса прогимназии Сергей Конёнков прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых. Вместе с их сыном он занимался с домашними учителями. А в 1892 году поехал в Москву, где поступил в Московскоe училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы прокормиться, Конёнкову пришлось во время учёбы выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома торговца чаем Перлова. Из­готовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.
Выпускная работа Конёнкова - скульптура "Камнебоец", была удостоена малой золотой медали, а автор награжден стипендией имени П.Третьякова. Стипендия да­вала право на годичную поездку за границу. В 1895-96 годах Конёнков посетил ряд стран Западной Европы, в том числе Италию, в 1912 - Грецию и Египет. Затем жил преимущественно в Москве, наезжая в родную Смоленщину.

3. Справа на фото копия скульптуры "Камнебоец" (гипс), 1898 г., слева - "Лев Толстой" (гипс), 1957 г., в центре - "Бригадир Сеня Алексеев из деревни Караковичи" (дерево), 1957 г. Эти работы были подарены Конёнковым Рославльскому историко-художественному музею.




Как художник Конёнков сложился еще в XIX веке. В начале XX века он стал самым популярным скульптором в России. Приобрести его работы могли только очень состоятельные люди. Например, скрипач Анатолий Микулин, чтобы купить портрет Баха, продал свою скрипку "Гварнери". Еще один шедевр - портрет Паганини, купил миллионер Рябушинский и спрятал перед эмиграцией так, что его не нашли до сих пор.
Творческий стиль Конёнкова был близок стилю французских скульпторов А. Бурделя и О. Родена. Некоторые искусствоведы считают, что дореволюционный период был главным в творчестве Конёнкова.

4. О своих смоленских корнях, и в частности о Рославле, С.Т. Конёнков помнил всегда. В 1962 году он подарил Рославльскому историко-художественному музею 14 своих работ. Среди переданных, "Марфинька" (гипс), 1950 г., "Горький" (отлив со скульптуры), 1945 г., Ниночка (гипс), 1962 г., "Павлов" (гипсовый отлив со скульптуры, выполненный в 1930 г.). По просьбе Сергея Тимофеевича в 1963 году музею передали "Портрет изобретателя радио А.С. Попова" (мрамор). На фото - работы Конёнкова в зале музея, посвящённом замечательному земляку.




5. Графический рисунок Конёнкова с дарственной надписью.




6. С.Т. Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства.

Без имени-1.jpg
Крылатая (дерево). 1913 г.


Без имени-2.jpg

Без имени-3.jpg
На коленях (дерево). 1916 г.


Без имени-4.jpg
Купальщица (дерево). 1917 г.

Как и всякий неординарный человек, Конёнков часто совершал необычные поступки. Во время революции 1905 года закупил браунинги и возглавил рабочую дружину, которая обороняла баррикаду у ресторана "Прага". Около своей мастерской на Пресне посеял рожь вместе с васильками. Но еще больше поражали его гости, которые бывали у него в мастерской на Пресне. Иногда в один вечер у Конёнкова собиралась богема обеих российских столиц. Здесь пел Федор Шаляпин, танцевала Айседора Дункан, а Сергей Есенин считал мастерскую Конёнкова своим вторым домом. Первая жена Конёнкова Татьяна Коняева, с которой он познакомился на баррикадах, устав от богемной жизни, ушла.

7. Но одиночество продолжалось недолго. Как-то приятель Конёнкова, молодой скульптор Петр Бромирский, показал ему фотографию своей невесты Маргариты Воронцовой. Это было его ошибкой... В 1922 году Конёнков женился на Маргарите Ивановне Воронцовой (ему было 48 лет, а ей - 26), а в конце 1923 года они отправились в США для участия в выставке русского и советского искусства.
Маргарита Конёнкова была личностью неоднозначной, но талантливой - обладала прекрасными организаторскими способностями, вела финансовые дела мужа и была переводчиком. Эта женщина была отмечена вниманием и любовью многих великих мужчин.

Без имени-5.jpg

Конёнковы прожили в Америке 22 года, хотя изначально предполагалось, что вернутся после завершения выставки. Жили они преимущественно в Нью-Йорке. Конёнков много работал как портретист, исполнив в частности портреты Максима Горького, С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, А. Эйнштейна и других знаменитостей. Однако большого успеха не было: на фоне усиливающейся моды на авангард стиль мастера казался устаревшим. К тому же положение четы Конёнковых усложнилось тем, что они попали в сеть международного шпионажа. Через них советская разведка осуществляла сбор конфиденциальной информации, в том числе о том же Эйнштейне (которого подозревали в причастности к атомному «Манхэттенскому проекту»). Существует версия, согласно которой Маргарита, воспользовавшись более близкими, чем дружеские, отношениями с Эйнштейном, выведывала у него информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Без имени-6.jpg
Бронзовый бюст Эйнштейна.

8. Присущий Конёнкову интерес к теософии, мистике и религии за рубежом усилился - он вступил в общину "Ученики Христа", основанную американским проповедником Ч. Расселом. Эти интересы и увлечения отразились в серии евангельских скульптур («Иоанн Богослов» и другие, 1930-е гг.), а также в многолетнем цикле удивительных рисунков, своего рода мистических диаграмм - Космогонии.

Без имени-7.jpg
Христос, идущий по водам. 1935 г.

Американские теологи, знавшие о существовании графической "Библии Конёнкова", которая якобы предсказывает будущее, долгие годы пытались найти ее следы в США. Но поиски не увенчались успехом, да и не могли. Осенью 1945 года на пароходе, предоставленном по личному распоряжению Сталина, все работы Конёнкова, находившиеся в его американской мастерской, в том числе и теософская графика, были переправлены в Москву. Уже после смерти Сергея Конёнкова в его библиотеке были обнаружены уникальные трактаты по древней метрологии (учение о пирамиде Хеопса), труды европейских теологов и астрономов прошлых веков, в том числе раритетное издание Исаака Ньютона "Замечания на книгу Пророка Даниила и Апокалипсис Святого Иоанна".
Известно, что Конёнков писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событиях. Часть пророчеств сбылась.

9. В своих графических произведениях Конёнков стремился суммировать и предугадать ключевые моменты истории человечества. Космогонии стали известны широкой публике только в 90-е годы. Позже выяснилось, что Конёнков взял со своих родственников слово, что они не будут упоминать об этих работах полвека. По случайности еще до истечения срока две космогонии были обнаружены в мемориальном музее Сергея Тимофеевича.

Без имени-8.jpg

Без имени-9.jpg

Умер С.Т. Конёнков от воспаления легких 9 декабря 1971 года, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего возраста. В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей в Москве, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Последние 24 года своей жизни мастер провел именно здесь. Сергей Конёнков похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

8. В Смоленске есть музей скульптуры Сергея Конёнкова с богатой коллекцией его работ. С.Т. Конёнков является почетным гражданином Смоленска.

Без имени-10.jpg

На фото - музей в Смоленске.


Человек удивительной судьбы, великого таланта С.Т. Конёнков был неординарной личностью, до сих пор ещё недостаточно изученной.



promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Очень интересно,спасибо.Давно была в московском музее Конёнкова.Тогда не говорили о религиозных взглядах и эта сторона его творчества отсутствовала.
Но работы его производили невероятно сильное впечатление

Оказывается, что раньше некоторые стороны его творчества были неизвестны.

Спасибо, очень интересная информация, действительно, какой потрясающий человек, столько граней творчества и научных интересов!

Вот всегда так: чем больше узнаёшь, тем больше удивляешься!

Коненков и Эрзя мои любимые скульпторы.

Тогда, может быть, Вам будет интересен мой пост http://galik-123.livejournal.com/210471.html

Будь он провидцем, видел бы развал СССР. Да даже видел бы репрессии и культ личности. И не сотрудничал с СССР.

Частично - в московском музее Коненкова.

Они ведь были соперниками, и каждый претендовал на первенство.

Возможно. Но скульптуры Эрьзи более живые, более одушевленные. На Конёнкове совреализм отыгрался, а Эрьзя как-то проскочил революцию мимо.

6. С.Т. Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела.

Ф. Щедрин. « Венера», 1792
Ф. Щедрин. «Диана», 1795

Конёнков через почти сто лет а вошел в первые, как круто

Спасибо за важное дополнение!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account