galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Борис Кустодиев. Часть I, фотография
galik_123


23 февраля исполняется 140 лет со дня рождения замечательного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева - выдающегося мастера жанровых сцен русского быта. К этой дате приурочена выставка его картин, которая откроется 17 февраля в Музейно-выставочном комплексе "Новый Иерусалим" в Истре. Будет представлено 60 работ мастера из тринадцати музеев России и частных коллекций.
А в Москве в Мультимедиа Арт Музее завершает свою работу выставка "Борис Кустодиев. Живопись, фотография", которая раскрывает художника Бориса Кустодиева с неожиданной стороны. Оказывается, что в начале ХХ века художник Б.М. Кустодиев серьезно увлекался фотографией. И фотография для него была не только способом запечатлеть окружающую реальность, но и возможностью экспериментов со светом и композицией.
Всего представлено 14 живописных работ и 120 фотографических отпечатков из коллекций музеев России. Выставка закрывается 14 февраля.

1.



В 2009 г. внучка художника — Татьяна Кирилловна Кустодиева, искусствовед, хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже, передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом с фотографиями, снятыми Б.М. Кустодиевым его женой Ю.Е. Кустодиевой, друзьями семьи. Время не пощадило снимки. Многие из них оказались практически утраченными. Новые цифровые технологии позволили буквально «проявить» угасшие изображения, сделать их доступными для исследователей и зрителей.

Большинство фотографий в альбоме относится к самому светлому периоду жизни и творчества художника — 1902-1906 гг. В начале 1900-х Б. М. Кустодиев — успешный студент Академии художеств, помощник профессора И. Е. Репина в работе над «Заседанием Государственного совета», завсегдатай петербургских театров и участник художественных выставок. Поездка в с. Семеновское (Костромская губ.) в 1902-1903 гг. для работы над конкурсной выпускной работой «Базар в деревне» — была знакомством с народным бытом, праздниками, гуляньями. Именно в этой поездке он встречает будущую жену (урожденную Ю. Е. Прошинскую). Если этюды и рисунки Б. М. Кустодиева этого периода достаточно известны, то фотографии оставались без внимания. В Семеновском Кустодиев снимает крестьян на базаре, за работой, собирая материалы для выпускной работы. Картина «Базар в деревне», к сожалению, не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской — Ю.Е. Кустодиева на фоне работы, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Б.М. Кустодиеву золотую медаль. «За отличные познания в живописи и научных предметах» Академия художеств наградила выпускника и пансионерской поездкой в Париж на год с января 1904 года.

Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское, принадлежащем семье профессора геологии Б.К. Поленова. Они молоды, счастливы, впереди — ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографирует жену, друзей, родную Астрахань, пейзажи, деревенские сценки, походы на деревенский базар, сенокос, дальние прогулки, купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей, и тогда появляются их совместные с женой фотографии. Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома, но позже — вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.

Путешествие в Париж с женой и только что родившимся сыном Кириллом, было очень важно для художника. Все годы обучения его волнует вопрос, каким «должен быть путь, чтобы вернее достигнуть результатов? Что прежде всего — рисунок — форма или живопись?». Еще в 1899 г. он пишет из Батума И. С. Куликову, что «смущают те, кто от них (т. е. из Европы — прим.) приезжают со своими плохими рисунками да рассказами, что вот, мол, за границей свет, а у нас ничему этому никогда не научиться. Да, побольше самому писать и изучать старинных мастеров и научишься у них любить искусство так же, как и они. Любви у нас мало».

В Париже и в Испании, куда Кустодиев на две недели едет с художником П.Д. Шмаровым, он ходит по музеям и выставкам, копирует в Прадо любимого Веласкеса, ужасается жестокости корриды. Впечатлений так много, что в письме жене про посещение Севильи признается: «конечно, я ничего не делаю в альбом, потому что еле успеваю все осмотреть...» Фотографии, сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева могли позже использоваться художником при написании его картины «Парижский бульвар ночью» и других произведений.

Летом 1904 года семья снова приезжает в любимое Павловское. «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей» (из письма Б. М. Кустодиева В. В. Матэ). Костромская губерния «не отпускает» художника, становится «второй родиной», и в марте 1905 года он приобретает 2,5 десятины земли рядом с деревней Маурино и строит дом-мастерскую «Терем», где семья проводит практически каждое лето до 1915 года. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника с сыном.

Б. М. Кустодиев, как никто из русских художников-современников, часто писал свою семью. Открытый и мягкий человек, он старался не разлучаться с близкими. Фотографии семьи и близких — значительная часть фотоархива художника. Несколько операций на позвоночнике привели к тому, что Б. М. Кустодиев оказался прикован к инвалидной коляске. Но тяжелый недуг не сказался на характере его творчества. Полотна на темы провинциального быта отличаются особой, характерной только для Кустодиева яркостью, многоцветностью, оптимизмом. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет.

Болезнь прогрессировала. В последние годы художник вынужден был работать на специальном навесном мольберте, сконструированном товарищами-художниками. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного Б. М. Кустодиева попадала то одна, то другая часть полотна, и так близко, что он не имел возможности увидеть сделанное целиком, но, несмотря на это, продолжал с увлечением работать. С тех пор, по словам художника, «его миром стала его комната». Но еще — память, воображение. Он говорил: «Картины в моей голове сменяются, как кино».
Текст www.mamm-mdf.ru

2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.




Б.М.Кустодиев. Юлик у моей конкурсной картинки. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

9.



10.




Б.М.Кустодиев. Мост через Медозу. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

11.



12.




Б.М.Кустодиев. В Ивашеве на постоялом дворе. Ю.Е. Кустодиева. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

13.



14.




Б.М. Кустодиев. В усадьбе Павловское. Лето 1904 года

15.



16.




Б.М.Кустодиев. В усадьбе Павловское. Лето 1904. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

17.



18.



19.




Д. Стеллецкий. Б.М.Кустодиев на мосту через р. Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

20.



21.



22.




Б.М. Кустодиев. Гвадалквивир. Севилья, 1904

23.



24.






25.



26.



27.


В части II - живопись...


Posts from This Journal by “выставка” Tag

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации о культуре на новостных сайтах Декорации Леона Бакста к балету "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова, 1910…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации о культуре на новостных сайтах Вид на здание Северного речного вокзала со стороны порта. Фото: Марина Лысцева/ТАСС В…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации о культуре на новостных сайтах Московский май Для москвичей и туристов готовятся сотни разнообразных событий по всему…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации о культуре на новостных сайтах Сванские башни строили в 3-5 этажей, в отдельных случаях в 7-8. Фото: Eric Nathan / Alamy…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации о культуре на новостных сайтах Иван Николаевич Крамской. На балконе. Сиверская, 1883 В Москве открылась выставка Ивана…

  • Лейденская коллекция в Пушкинском

    Для полноты картины завершаю показ Лейденской коллекции в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина работами, представленными на колоннаде…


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Спасибо за знакомство с увлечением фото великого русского художника.

Edited at 2018-02-12 05:18 pm (UTC)

Хорошая выставка!

Неожиданная грань таланта Кустодиева, очень интересно было познакомиться! Спасибо!!

Какая находка то! ... может издадут хоть )

Очень интересная выставка!
Картины завтра покажу:)

Вот это да! Как интересно!

Очень необычная сторона творчества художника, даже не подозревал, что он был еще и прекрасным фотографом.

Спасибо за тур по выставке!

Сомневаюсь я...)))

Что-то этот венецианский гондольер мне очень петербуржца напоминает)))

Re: Сомневаюсь я...)))

Вообще-то, и гондола сильно на лодку смахивает:)
Но не я это придумала))) Может быть, перед отправлением в Венецию:)

Отличная выставка.

Интересно было и на фотографии посмотреть.

Это, пожалуй, самая интересная часть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account