galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Из истории российского коневодства
galik_123


Москва полна неизведанного! Знаете ли вы, что единственный в России музей, посвящённый лошадям и конному делу, находится в Москве в Тимирязевской академии. Через год этот уникальный музей будет отмечать своё 90-летие. Богатейшая коллекция Научно-художественного музея коневодства вызывает восхищение, а история жизни и деятельности его создателя достойна глубокого уважения и благодарной памяти.
23 января 1929 года музей был открыт в здании бывшего Императорского скакового общества при Государственном московском ипподроме. Имя человека, уникальная художественная коллекция которого была положена в основу фондов нового музея, даже не упоминалось при открытии. И долгое время имя Якова Ивановича Бутовича (1881-1937), выдающегося специалиста коннозаводства, крупного знатока орловской рысистой породы, талантливого писателя и искусствоведа, было в забвении.
1. Я.И. Бутович был владельцем, а в первое десятилетие после октябрьской революции директором Прилепского конного завода Тульской области. Мы впервые узнали об этом выдающемся человеке, побывав в Музее коневодства при Тимирязевской академии.
«Если бы я своевременно покинул бы пределы России… Лично для меня это было бы, конечно, лучше, ибо я свободным и независимым человеком проживал бы где-нибудь за границей и был бы по своему счастлив. Но что сталось бы с русским коннозаводством, покинутым всеми на произвол судьбы? Это вопрос, на который ответить нетрудно: все бы несомненно и бесповоротно погибло!.. Беспристрастную оценку этой моей деятельности даст только суд истории».
Из книги воспоминаний Я.И. Бутовича "Лошади моей души".




2. В 1940 году музей был передан Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.




3. Постоянная экспозиция была создана в конце 1940 года под руководством основателя кафедры коневодства в академии В.О. Витта, развита и дополнена профессором А.С. Красниковым; в основных чертах она сохраняется, пополняясь новыми экспонатами.




4. Музей коневодства в Тимирязевке представляет собой уникальное собрание произведений искусства, в которых отражён весь спектр отношений человека и лошади.


Райнхольд Кюбарт. Темпельхютер, жеребец тракенской породы, 1932. Бронза, высота 222 см

5. В музее - около 3000 оригинальных живописных, графических и скульптурных работ русских и иностранных художников. Они знакомят с разными типами и породами лошадей, с историей коневодства и коннозаводства разных направлений, с рекордистами рысистых, верховых и тяжеловозных пород, с выдающимися производителями и чемпионами пород.




Яков Иванович Бутович родился 21 октября 1881 года в Херсонской губернии. Воспитывался в Полтавском кадетском корпусе, окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. Некоторое время служил в 17-м драгунском Волынском полку. За участие в Русско-японской войне был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. После выхода в отставку в 1905 году обучался в ряде европейских университетов животноводству, уделяя наибольшее внимание коневодству.
В 1909 году Бутович приобрел имение Прилепы под Тулой, куда он перевёл из Херсонской губернии свой завод. В Прилепах он вырастил ряд выдающихся лошадей орловской рысистой породы. За группу из 11 светло-серых маток на Всероссийской конной выставке в Москве (1910) был награжден золотой медалью и драгоценной братиной великого князя Дмитрия Константиновича, на конной выставке в Одессе (1910) получил Большую золотую медаль за трех жеребцов, а в 1912 году его серый жеребец Крон-принц выиграл Императорский приз. Из прилепского завода впоследствии вышло множество чемпионов, потомков которых до сего дня можно встретить на отечественных ипподромах.
В 1918 году завод был национализирован и передан под управление Народного комиссариата земледелия. Бутовича оставили его управляющим и главным хранителем галереи, на которую в 1918 году была выдана специальная охранная грамота. Коллекция не только не была расхищена, но пополнилась новыми картинами и рисунками. Я.И. Бутович был назначен членом Чрезвычайной комиссии по спасению племенного животноводства при Наркомземе РФССР. Внес значительный вклад в сохранение ценнейшего поголовья лошадей. Во время Гражданской войны был консультантом С.М. Буденного. В 1920-е годы был подвергнут репрессиям как «буржуазный специалист». Прилепский завод, считавшийся лучшим в стране, был ликвидирован. Большая часть лошадей была направлена на Хреновский конезавод.
Я.И. Бутович был арестован в 1929 году и приговорен к трем годам тюремного заключения. В тюрьме Бутович пишет мемуары - о революции, Гражданской войне, событиях, предшесвовавших аресту, о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России.
Выйдя на свободу в 1931 году, Бутович селится в Вязьме, затем в городе щигры Курской области. В 1931 году он был освобожден без права проживания в Москве и других крупных городах, а в 1937 году вновь арестован. 17 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Курской области Яков Иванович Бутович приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17 октября того же года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года Яков Иванович Бутович был реабилитирован.

6. В начале века многие в России хорошо знали конный завод в селе Прилепы Тульской губернии и коннозаводчика Я.И. Бутовича. Славился он не только породистыми рысаками, но и единственной в стране художественной галереей. Все, кто бывал у него в гостях, с восхищением отзывались о ней. Яков Бутович упоминается и в литературных произведениях, в том числе в "Театральном романе" Булгакова, с него списан образ коннозаводчика Бурмана в повести П.Ширяева "Внук Тальони".




7. С 1900 года Я.И. Бутович приступил к собиранию картин и фотографий с изображениями лошадей, бронзовых скульптур и книг о лошадях. Через несколько лет его уникальная коллекция живописи и скульптуры переросла в Музей лошади, насчитывавший около 5 тысяч экспонатов. Кроме произведений искусства в музее имелись альбомы и отдельные фотографии лошадей, а также библиотека по истории коневодства. Коллекция Бутовича до сих пор не имеет аналогов в мире.




8. В Прилепах можно было увидеть работы самых разных художников. Среди собранных работ особенно выделялись картины В. Серова, Н. Сверчкова, Н. Самокиша, Е. Лансере и скульптуры П. Клодта. Так, этюд красавца светло-серой масти по имени Летучий В.Серов написал в 1886 году по заказу коннозаводчика Н. Малютина. Холст на 10-й выставке Товарищества передвижников имел большой успех. Бутович очень хотел купить его, через несколько лет, наконец, приобрел и весьма им гордился.
Орловский рысак по праву является национальной гордостью России, так же как и тройка, в которой он играет главную роль, считается символом России.

17-5831.jpg
В.А. Серов. Летучий, серый жеребец орловской рысистой породы,1886. Холст, масло, 85х85

9. В тюрьме Бутович писал мемуары - о революции, Гражданской войне, событиях, предшесвовавших аресту, о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России. Через полвека, перед самым распадом СССР, другие такие же лошадники вместе с историками добились реабилитации виднейшего специалиста по коневодству. В XXI веке книги Бутовича начали издавать.
"Очень многие бранят и даже клянут меня за мою деятельность на поприще коннозаводства после октябрьского переворота. Близорукие люди, они не видят и не понимают, что только благодаря этой тяжелой и самоотверженной деятельности рысистое коннозаводство страны спасено, а с ним уцелел и не погиб орловский рысак"…
Так писал в 1920-х годах Яков Иванович Бутович, селекционер-коннозаводчик, коллекционер, создатель Музея лошади, литератор и издатель.




10. В 1928 году галерею Бутовича перевели в Москву. Судьба Музея коневодства после смерти его создателя складывалась сложно. В конце 30-х годов он вновь подвергся расформированию. В военное время сотрудники музея были вынуждены эвакуировать фонды, и экспонаты на долгие годы оказались в совершенно неприспособленных для хранения условиях. Однако музейным работникам удалось сохранить и даже приумножить коллекцию. И сейчас она находится в Музее коневодства. В залах представлены живопись, скульптура, графика, акварель, предметы прикладного искусства.


Кюбарт Рейнгольд. Моргенштраль, жеребец тракененской породы. 1901, шпиастр. высота 122 см

11. А теперь - интерьеры Музея коневодства при Тимирязевской академии, которые нам любезно разрешили сфотографировать. Музей расположен на двух этажах. Любителям лошадей, надо идти и смотреть! На стенах сплошной развеской - изображения лошадей разных пород, дорожные, охотничьи, батальные и хозяйственные сцены, связанные с лошадью, а также верховые парадные портреты известных людей.




12.


Восточное конское снаряжение

13. На этом седле Жан-Луи Гуро совершал рекордный конный пробег с 01.05. по 14.07.1990 по маршруту Париж-Москва, 3333 км за 75 дней.


Офицерское кавалерийское седло. В полном сборе (седло, подпруга, стремена, вальтрап, перемётные сумы). Франция, XX век, кожа, металл, текстиль.

14. Много картин в музее, показывающих лошадей в самых различных областях деятельности человека. Это сцены ипподробных испытаний, батальные, охотничьи, дорожные, трудовые и праздничные сцены.


Неизвестный художник. Сцены конного спорта в Англии, начало XIX века. Холст, масло, 70х121

15. Подавляющее большинство картин представляют собой экстерьерные портреты, в которых хорошо видно строение тела лошади. Подобные изображения встречаются уже на картинах XVIII - начала XIX веков.




16. Однако прочно ввёл в обиход понятие конский портрет художник Николай Георгиевич Сверчков (1817-1898). Его творчество было предметом особого пристрастия Якова Бутовича. В его коллекции были такие известные работы Сверчкова, как "В метель", "Ямская тройка", "Возвращение с охоты", "Охотники", "Настигают волка", "Затравили", "Орлов-Чесменский в санях на Барсе", "Охота на медведя".




17. В витрине представлен восточный конский убор.


Е.И. Цыпулина-Турчина. Голова серой арабской лошади, 1912-1913. Фарфор, овал, 43х34 см

18. Бутович собрал более сорока работ П.Ковалевского. Лучшая из них  "Тройка в распутицу" в 1873 году в Вене была удостоена специальной медали. Только в Прилепах можно было познакомиться с огромным собранием работ П.Соколова - блистательного акварелиста, иллюстратора сочинений Гоголя, Толстого, Тургенева, Некрасова. Великолепные живописцы С.Виноградов и Н.Самокиш были друзьями Бутовича, подолгу жили у него, писали хозяину "портреты" прославленных рысаков прилепского завода.




19. Вот ещё один выдающийся российский заводчик лошадей английской скаковой породы Михаил Иванович Лазарев (1860-1914). Совместно с супругой Евгенией Ивановной имел конный завод в Полтавской губернии, два скаковых отделения: в Москве и Варшаве. Начиная с 1903 года лошади завода Лазаревых доминировали на ипподромах Москвы и Варшавы, жокеи выступали в цветах конюшни - малиновый камзол, чёрный картуз. Часть кобыл из завода Лазоревых регулярно посылались в Англию и Францию под лучших производителей того времени. Незадолго до смерти Михаил Иванович написал завещание, по которому завод был передан в государственную казну.




20.




21.


Н.П. Богданов-Бельский. Портрет коннозаводчика М.И. Лазарева, начало XX века. Холст, масло, 130х102 см

22.




23.




24.




25.


Ф.П. Шашкин. Леопольд, 1823. Холст, масло, 49х63 см

26.


Логик, XIX век. Литография. 39х52 см

27. Бутович собрал великолепную коллекцию скульптур Евгения Александровича Лансере (1848-1886). Каждая работа - это отдельный рассказ о каком-то событии из жизни изображаемых персонажей с множеством подробностей. Скульптуры Лансере безупречно точны и изящны.


Е.А. Лансере. Весталка, английская скаковая кобыла. Бронза, высота 31 см

28.


Е.А. Лансере. Всадник со львятами. Бронза, высота 42 см

29.




30. Очень представительна и интересна экспозиция второго этажа.




31.




32.




33.


Н.Е. Сверчков. Бег в санках серого жеребца с поддужным, 1845. Холст, масло, 37х46

34.




35.




36.


Дрожки беговые, XIX век

37.




38.




39.




40.


Часы-секундомеры, мастер Волков, 1990. Россия. Дерево

41.




42.




43.


Н.С. Самокиш. Бойкая, 1911. Холст, масло, 44х44 см

Источники информации: Буклет Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014
www.orlovhorse.ru, www.okipr.ru, rossiyador, shkolazhizni.ru, mosjour.ru

Posts from This Journal by “история России” Tag

  • Знай наших, или дом на углу

    Фасад русского отдела на всемирной выставки в Чикаго 1893 года. Фото 125 лет назад на берегу озера Мичиган в Чикаго проходила Всемирная…

  • Календарь дат. Образование СССР

    В уходящем 2017 году многие мероприятия в России и во всём мире, были посвящены 100-летию Октябрьской революции. И вот, в самом конце этого года…

  • Календарь дат. Баррикады на Красной Пресне

    Москва, Красная Пресня, конец декабря 2017 года. Все заняты подготовкой к Новогодним и Рождественским праздникам... Площадь перед метро…

  • И снова - Русский Рим!

    Новость из мира искусства В Риме 4 ноября в легендарном дворце Палаццо Поли впервые вручили премию "Русский Рим". Новой премией…

  • Архитектор А.В. Кузнецов

    Во время подготовки сообщения о доме Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке заинтересовалась, что ещё построил…

  • Дом Московского Политехнического Общества

    В Малом Харитоньевском переулке стоит необычный дом. Высокое пятиэтажное здание выделяется среди малоэтажной застройки переулка не только своей…


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Да этот музей - настоящее погружение в мир лошадей!
И так становится жалко, что лошади ушли из нашего быта, это животное явно облагораживало человека!
Спасибо за экскурсию, очень интересно!

Где-то недавно прочитала, что нет ничего прекраснее, чем скачущая лошадь, плывущий под парусами корабль и танцующая женщина...
С первыми двумя утверждениями абсолютно согласна!

Замечательный музей! "Бойкая" восхитительна!

В музее очень много просто первоклассных произведений!

Спасибо1 Удивительный был человек и судьба трагическая. Музей прекрасный!

Меня в этом музее больше всего тронула судьба этого человека, его верность своему любимому делу...

Ну вот, с Вашей помощью и посетили музей, о существовании которого я не знал.

Да, это прямо открытие!

Ух ты! Вот спасибо! Музей шикарный, я не знала о нём. И за Лансере особенное спасибо! Потрясающие скульптуры.

Ой, там так много интересного!
Я под впечатлением)

Спасибо, Галина, Вы мне просто сделали подарок - хотя тех, знакомых с детства чугунных лошадок, на которых я всегда смотрела из трамвая, уже нет при входе, это тот самый музей в милой Тимирязевке, и в каком прекрасном он сейчас виде! я особенно ценю картины Сверчкова и пластику Лансере, как они умели движение передать и особую лошадиную грацию! Бутовича невероятно жаль - уж сколько казалось бы знаем о жертвах 37го и прочих темных годов, а вот такие сломанные судьбы прекрасных людей, да что там - лучших людей, трогают до слез.
Фотографии отличные, действительно будто походила по залам.


Спасибо, Марина за отзыв!
Я ведь не знала о существование этого музея. Просто мы в Липицах побывали в музее Лошади, и я заинтересовалась, а есть ли что-нибудь подобное в России.
И вот теперь знаю, что тот музей по сравнению с московским просто детский лепет.

спасибо!обязательно пойду сама и поведу своих родственников,которые живут рядом с тимирязевкой.

Значит, не зря старалась)

Прекрасны Лансере и последний Самокиш. Серов всю жизнь писал лошадей, но картин, кроме Бабы, с лошадью, пары портретов Ф.Юсупова и ещё нескольких известных, не видела. Также никогда не попадался на глаза лошадиный скелет в отличие от всяких динозавров и прочих птеродактилей) Благодарю за интересную экскурсию!)

Спасибо, коллекция очень интересная, а подобный скелет я видела в Музее Лошади в Липице в Словении. Тоже подготовлю публикацию.

И весь пост -- !!! , а верхнее то фото -- !!!!!!! - не пройти мимо ;)

Благодарю за отзыв!

Уникальный музей, какие здесь собраны прекрасные работы знаменитых мастеров, скульптуры и картинная галерея! Но очень огорчает судьба его создателя Якова Бутовича..
Спасибо за интереснейший рассказ!!

Да, Бутович всю свою жизнь посвятил лошадям и очень беспокоился о судьбе коллекции, и тем более о судьбе коннозаводства в советский период. Поэтому и остался, и сотрудничал с новой властью. Трагическая судьба!

Лошади как люди, может и лучше. Уходят они из нашей жизни, очень жаль, потому что они делают человека Человеком.Очень интересная экскурсия, спасибо большое.

Пожалуйста, лошади прекрасны, смотреть на них даже на картинах, не говорю уж на природе - всегда наслаждение.

Не знал про такой музей!

Да и я случайно узнала)

Лошадь одно из самых грациозных животных.

Вот поэтому и художники их рисовали, и скульпторы лепили, и фотографы снимают:)

А во времена моего детства жеребец Темпельхютер («Хранитель Храма») стоял на улице и мы на него залезали. Темпельхютер - стоял справа от входа. Скульптура были вывезена в 1946 г. из Грос Тракенена (пос. Ясная Поляна около Черняховска), где он стоял перед правлением конезавода, занимавшегося выведением тракененнской породы. Также была вывезена скульптура кобылы Констанция из Инстербурга (Черняховск), где она стояла перед ипподромом. Скульптура Моргенштраля тоже раньше стояла в Тракенене, но вывезена была в Россию еще в Первую мировую войну.
Ещё у музея, на улице и слева от входа, стояла вторая скульптура - кобылы, на которую мы тоже залезали. Она была из Франции (скульптор Ледюк) более ста лет тому назад и отлита в Англии из чугуна. В первоначальном варианте отлитая им композиция изображала арабскую кобылу с жеребенком. Скульптуру купил русский помещик Бобятинский и вывез в Россию, чтобы украсить свою усадьбу в Нижегородской губернии. В революцию местные крестьяне усадьбу разгромили и сбросили конскую скульптуру с постамента в пруд. Когда через несколько лет её извлекли со дна водоема, обнаружилось, что жеребенок куда-то пропал. Одинокую кобылу в 1928 году привезли в Москву и поставили перед фасадом Музея коневодства (тогда ещё на Скаковой улице). А после войны её переместили в ТСХА. К сожалению вандалы в 90-х сломали её и она лежала в подвалах музея. Насколько я знаю долго не могли подобрать чугун (аглицкий состав чугуна утрачен) для её восстановления. Восстановили ли её или нет - не знаю. Давно не бывал в этом музее.
Еще жаль, что утрачена балюстрада балкона здания Анатомикума, в котором располагается музей. Да и надстройка третьего этажа исказила облик здания. На oldmos.ru можно видеть как оно выглядело по замыслу архитектора М.И.Осипова:

https://pastvu.com/p/10249


Edited at 2017-11-26 03:48 pm (UTC)

Большое спасибо за подробный рассказ!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account