galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Лучший туркестанский авангард. Окончание
galik_123


Итак, "Сокровища Нукуса" можно увидеть ещё один день - 30 мая.
Самой популярной и самой заметной картиной выставки Нукусского музея стала картина Василия Лысенко "Бык", впервые покинувшая свой город. Об этом авторе, который поселился в Узбекистане в конце 20-х годов, известно очень мало, большая часть его работ утеряна, а между тем некоторые специалисты ставят Лысенко в один ряд с Малевичем и Кандинским. Он родился в Брянской губернии, был арестован в 1935 и осуждён на 5 лет. В 1960-е жил в Саратовской области, писал картины фантастического характера в самобытной плоскостной манере. Его произведения представлены только в Нукусском музее.


Василий Евгений Александрович Лысенко (1899 - после 1974). Бык. Холст, масло

Игорь Савицкий собирал декоративно-прикладное искусство Каракалпакстана, чтобы его сохранить, русский авангард, который "ссылали" из столичных музеев, и "туркестанский авангард", тоже гонимый с 1930-х годов. Вот этот туркестанский авангард и представлен на главной площадке своими лучшими образцами.Зал Древней Греции для сокровищ Нукуса оформили специально плотным серо-бежевым картоном в виде тонких колон.




Открытым остался только один рельефный фронтон в торце зала.

17-2103.jpg


В торце, под этим самым фронтоном оказался холст Фалька "На фоне сюзане". На сайте Нукусского музея рассказывается, что ту же девушку, продававшую лепешки, писал и сам Савицкий, но героиня сочла, что красивая она именно у Фалька.


Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). На фоне сюзане, 1943. Холст, масло

Далее - картины в том порядке, как они вывешены в зале, по часовой стрелке.

17-2091.jpg




Алексей Александрович Рыбников (1887-1949). Северное сияние, 1914. Холст, масло. Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Багряная осень,1931. Холст, масло. Портрет узбека, 1934. Холст, масло

Вот эта подборка мне особенно понравилась. Слева и справа работы Александра Николаева. В 1920 году вместе с группой художников и архитекторов он отправился в Туркестан и поселился в Самарканде, в одной из келий старого медресе Шир-Дор, находившегося в самом центре городской жизни. Его очаровал размеренный и красочный быт и вся многовековая культура среднеазиатского Востока. Николаев погрузился в изучение мусульманской философии, поэзии и искусства . Он овладел узбекским языком и даже принял новое мусульманское имя Усто Мумин (буквально кроткий мастер). Сюжеты своей живописи художник черпал из реальной жизни, поэзии и фольклора. Писал он в это время на деревянных досках темперой, отвечавшей его стремлению к чистоте цвета.

17-2088.jpg
Слева - Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Мальчик в меховой шапке, 1924. Портрет молодого узбека. Суфи, 1923. Фанера, темпера.


17-2098.jpg
Оганес Карапетович Татевосян (1889-1974). Комсомольская бригада, 1930. Холст, масло


17-2089.jpg
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин), (1897-1957). Мальчик-водоноша, 1925


17-2087.jpg
Николай Георгиевич Карахан (1900 -1970). Выход на работу, 1934.



Слева - Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Дагестанка в черном платке, 1931. Бумага, монотипия, масло

Даже формат холста Виктора Уфимцева - асимметричный.


Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). К поезду, 1927. Холст, масло

На противоположной стене - картина художника Волкова.


Александр Николаевич Волков (1886-1934). Выход бригады в поле, 1932-1934. Холст, масло



Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Дорога, 1935. Холст, масло



Александр Николаевич Волков (1886-1957). Караван, 1926. Холст, масло


17-2096.jpg
Надежда Васильевна Кашина (1896-1977). У Шир Дора, 1966. Оргалит, масло


17-2097.jpg



17-2095.jpg
Справа - Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). В юрте, 1928. Холст, масло

Художник Николаев в своём творчестве сочетал приёмы современного искусства с традициями народного творчества. На картине "Дорога жизни" прекрасный лик мальчика кажется символом вечной юности и самого Востока. Река, олицетворяющая поток существования, отделяет берег жизни с цветущими деревьями и пирующими от берега смерти, с мавзолеем и засыхающей ветвью.

17-2094.jpg
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Дорога жизни, 1924. Дерево, темпера


17-2093.jpg
Алексей (Алессио) Владимирович Исупов (1889-1957). Восточное кафе, 1914-1921


17-2092.jpg
Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Восточный мотив. Фанера, масло



Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Слева - Казашка, 1926. Бумага, присыпка, клеевая краска, аппликация, белила. Справа - Батум, 1929. Холст, масло

Ранний Волков - в "Арбе" не предугадаешь будущие трансформации живописи Волкова.


Александр Николаевич Волков (1886-1957). Арба, 1924


17-2090.jpg
В центре - Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Дворик, 1930-е. Холст, масло. Справа - Алексей Фёдорович Подковыров (1899-1957). Голубой вечер в горах. Автопортрет, 1935

Биографические сведения о некоторых художниках.

17-2102.jpg

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Удивительно видеть столько сильных работ и сразу...) Спасибо за труд, что мы увидели эту выставку с вашей помощью!

Редкие работы, хотелось их показать и оставить на память.

Феерия, настоящая феерия. Спасибо огромное!

Всегда рада!
Сама под большим впечатлением!

Замечательная выставка

Да, фантастические работы!

Спасибо! Очень интересная выставка. "Бык" потрясающий.

Савицкий иногда менял названия картин для того, чтобы можно было спокойно их выставлять. И эта картина некоторое время висела в музее под названием "Фашизм наступает"...

Тепершнее название, на мой взгляд, лучше.
Еще раз убедилась, что не важно, что задумал художник (не только живописец, но и музыкаент), а важно, что получилось. Поскольку в Испании есть коррида, а это зрелище жесмтокое, то для меня бык как бык, которого кто-то пытается убить, потому черные остекленевшие кругши зрачков безжизненны. Но когда я смотрелоа на картину, я и об этом совершенно не думала, смотрела на соотношение цветов, линий, на фапктуру и улавливала красоту мастерства. Но это, конечно, только мое восприятие.

Это очень верно - важно, что получается!

"Дорога жизни" Николаева понравилась очень!
до остальных ещё не доросла:))

"Дорога жизни" мне сначала просто понравилась своей декоративностью, и изяществом, а потом я стала её рассматривать - а там, и правда, вся жизнь.

Интересная выставка, и работы понравились, яркие, красочные!
Спасибо!!

Хорошо, что можно было фотографировать. Теперь на память остались фото)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account