galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Сокровища Нукуса. Продолжение осмотра I
galik_123


Продолжим знакомство с сокровищами Нукуса в Музее личных коллекций, экспозиция здесь расположена на трёх этажах. Встречается много новых имён и незнакомых произведений уже известных художников. Напоминаю, что выставку продлили до 30 мая.

Игорь Савицкий приобретал и сохранял многое, что могло уйти в небытие или за рубеж. Со временем он стал собирать и московских художников, в творчестве которых был среднеазиатский период, а потом и полотна тех, кто был непризнан. Из того что здесь представлено, несколько очень мощных художников - это Карахан, Тансыкбаев, Волков, ну и вообще, как только входишь в первый зал живописи получаешь заряд позитивной энергии.


Людмила Галактионовна Бакулина (1905-1980), Батум, 1930-е. Холст, масло







Справа - Николай Павлович Тарасов (1896-1969). Девушки в парке, 1950-1960. Холст, масло

Урал Тансыкбаев - живописец, график, театральный художник, монументалист. Родился в казахской семье в Ташкенте. В 1920-х учился в студии Н.В. Розанова при ташкентском музее искусств и в Пензенском педагогическом техникуме. В 1938 оформил первый казахский балет для ГАТОБ имени Абая. В 1952-1954 выполнил 30 панно для павильона Узбекистана на ВСХВ в Москве. В раннем творчестве совмещал пластические эксперименты авангарда с плоскосностью и условностью народного искусства. После критики за формализм обратился к реалистическому пейзажу.


Урал Тансыкбаев (1904-1974). Чирчик. 1934. Холст, масло



Борис Александрович Голополосов (1900-1963). Уборка палубы, 1920-1930-е. Холст, масло



Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Южный город, 1936. Холст, масло

Один из талантливых, незаслуженно забытых художников, Николай Витинг учился у К.Ф. Юона (1927-1928), К.Ф. Морозова, Н.Ф. Фролова, К.А. Суряева при обществе "Цех живописцев" в Москве (1928-1932), у С.В. Герасимова и П. Я. Павлинова (1934-1942). С 1930-го года участник выставок. Член объединения "Цех живописцев", Объединения работников искусств (1931-1932), в 1942-1943 гг. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Иллюстратор и оформитель ряда издательств Москвы. Наряду с живописью много работал в технике литографии и офорта.


Николай Иосифович Витинг (1910-1991). Слева - Портрет Хмелевского. 1927. Холст, масло. Справа - Девушка в жёлтом, 1929. Холст, масло



Сергей Сергеевич Колыбанов (1898-1975). Перед обедом, 1944. Холст на картоне, масло







Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Улица (Фотография), 1933. Холст, масло



Слева на стене - Волков Александр Николаевич (1886-1957). Сбор хлопка, 1930-1931



Урал Тансыкбаев (1904-1974). Окраина Самарканда, 1934. Холст, масло



Урал Тансыкбаев (1904-1974). Ходжикент, 1938. Холст, масло



Слева - Алексей Федорович Подковыров ( 1899-1957). Голова басмача, 1920-е



Николай Григорьевич Карахан (1900-1970). Строительство дороги, 1934. Холст, масло







Николай Михайлович Григорьев (1880–1943). Печальная песня, 1919. Холст, масло



Николай Михайлович Григорьев (1880–1943). У кофейни, 1920. Холст, масло



Николай Карахан. Две девушки у хауза. Холст, масло

В экспозиции несколько женских имён. Елена Коровай (1901-1974) родилась в Воронеже в семье обедневших дворян. Вскоре после рождения семья переехала в Харбин, где отец получил на КВЖД место начальника железнодорожного узла. Мать выступала, как драматическая актриса, в одном из театров Харбина. В 1913 году семья переехала в Петербург. С 1914-1917 гг. Елена училась в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, у И.Я. Билибина в Петербурге.В Самарканде и Ташкенте жила с середины 20-х до 1946 года. В 1955-1957 годах принимала участие её работы для Каракалпакского музея искусств в Нукусе.


Елена Людвиговна Коровай (1901-1974). Розовые женщины. Утро. Начало 1930-х

Надежда Васильевна Кашина (1806-1077) родилась в Перми в семье потомственного художника занимавшегося настенной росписью и иконописью. Училась в Пермском народном художественном училище (1920) у А.Каплуна, затем в Московском ВХУТЕМАСе (1921-1927) у Р.Фалька и С.Герасимова. Член-организатор художественного общества “Рост” (1928-1929), член группы “13” (1929). Участник выставок с 1928 г. Персональные выставки в Ташкенте (1957, 1973), Москве (1971), Перми (1973). С 1930 года жила в Узбекистане, в Самарканде, с 1932 - в Ташкенте. Живописец, график, иллюстратор, плакатист. Представленные произведения выполнены Кашиной во время ее первых поездок в Самарканд. Увлеченность экспрессионизмом художница выразила в полотнах, используя новые для себя впечатления от увиденных в Узбекистане ярких красок


Надежда Васильевна Кашина (1896-1977). У Шир-Дора. 1928. Холст, масло

На выставке несколько работ Фалька, и вот одна из них.


Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). На площади в Самарканде, 1943



Николай Георгиевич Карахан (1900-1970). Чайхана у хауза под карагачами, 1920-е. Холст, масло

Перед коридорами графики висит небольшая живописная работа "Девка-чернавка" Алисы Порет (1902-1984). Художница окончила Петербургскую Академию художеств, училась у Савинова, Кареева, Петрова-Водкина, но главным учителем считала П. Филонова. Будучи дружна с Даниилом Хармсом, Алиса Порет была его соавтором: они придумывали детские стихи, загадки. А.Порет работала в графике - иллюстрировала детские книжки.


Алиса Порет. Девка-чернавка. 1927. Холст, масло.

Очень хороший очерк о том, как Савицкий собирал коллекцию ШЕСТЬ СЕЗОНОВ И ВСЯ ОСТАВШАЯСЯ ЖИЗНЬ
Продолжение будет...

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Здорово! Особенно "строительство дороги" Карахана почему-то пришлось! все в такой живой динамике!

Таких динамичных работ много ещё у Волкова.

По видимому, заряд позитивной энергии, обусловлен необычайно "веселой" палитрой картин, представленных на выставке.

Может быть, от картин просто идёт жар.

Спасибо! Мне больше всего понравилась работа: Оганеса Татевосяна Комсомольская бригада. 1930. Она ассоциируется явно не с комсомолом, а с древнем Египтом. Этакие мамлюки, купающиеся в лучах славы своего солнцеподобного повелителя.

Оганес Карапетович Татевосян (1889-1974). Комсомольская бригада. 1930 Холст, масло



Я читала, что Савицкий часто намеренно менял название картин, чтобы руководство не цеплялось...

Название носит явный сарказм.



Edited at 2017-05-21 05:57 pm (UTC)

Действительно сокровища! Шевченко, Григорьев, Фальк, Карахан! еще раз спасибо, что постарались хорошо все сфотографировать.

И это я ещё не добралась до главного зала в основном здании, где представлены самые-самые!

Фантастика!!!

Все больше удивляюсь. Какая-то тайная, но внезапно открытая сокровищница)))

Да, одно дело - просто прочитать о существовании такой коллекции, а другое - увидеть воочию.
Захватывает!

Спасибо! Люблю Восток в живописи.

Всегда пожалуйста!

После выставки расстрелянных художников Украины, второй раз испытываю шок. Сколько гениальных людей уничтожило социалистическое варварство 30-х годов.. А сколько подобных шедевров, как "Сборщицы помидоров" у украинца и вот в статье о Савицком "Сбор хлопка" пропало без вести!? Картины репрессированных уничтожались и эти сохранились чудом... Больно...

Савицкий совершал настоящий подвиг длиною в жизнь, собирая и спасая эту коллекцию для людей.

Настоящий подвиг. Ведь в любой момент(я знаю. что такое Узбекистан в те годы) могли посадить...

Читала, что был человек, оплачивавший почти все прихоти Савицкого - Каллибек Камалов, на протяжении 25 лет возглавлявший Каракалпакскую АССР. А он был большим другом первого секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова...

Надо же! Чудны дела твои, Г-поди!Камалов! Я еще по масштабам коллекции подумал "А где деньги взял?" и о "хлопковом деле". С Рашидовым они не друзья были, а семья. Сын Рашидова женат на его дочери. А сын Камалова на племяшке Рашидова. А молодец Камалов. Ему Там, на Высшем суде, зачтется. Как тому нквдешнику, что не сжег картины украинских постимпрессионистов, а спрятал в архиве. Батя мой в тех местах в те годы золото разведывал. Камалов их экспедиции, насколько я сейчас помню по его рассказам, заваливал всем необходимым, и даже сверх того. Сейчас вот мысленно вернулся в тот разговор, но Савицкого он не упоминал, а о Камалове сказал "Толковый мужик. У нас(в Киргизии) наверху таких нет!

Ого! Информация интересная, вот какие параллели выстраиваются.

Да... Тут не очерк о коллекции и Савицком, Каламове и музее, здесь на роман приключенческий тянет. Кстати, становится понятным, как Савицкого не посадили. Жить в Узбекистане и иметь крышей Семью - гарантировало отмазку и от более серьёзных шалостей.%-))))

Элэсдешно как-то....

Не реализм, конечно...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account