galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
"Святые жёны" Франсиско де Сурбарана
galik_123
17-1497.jpg

Франсиско де Сурбаран - один из великих живописцев Золотого века испанской культуры, прославился своей религиозной живописью. Он родился 7 ноября 1598 года в семье состоятельного коммерсанта в Фуэнте-де-Кантосе в Эстремадуре. Мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода. Вероятно, в своём родном городе он и начал учиться живописи, но уже в 1614 году молодой Сурбаран перебрался в Севилью. В этом городе прошла большая часть его жизни, а окружавшие люди часто позировали для образов святых.
Среди произведений Сурбарана есть одна загадочная серия картин женщин-святых, которых Сурбаран изобразил в совершенно необычной манере: в одиночку, одетыми в богатые, искусно сшитые одежды, с очень красивыми лицами и выразительными глазами. Роскошная фактура и разнообразие тканей, модные замысловатые фасоны платьев на этих картинах не могут не восхищать. С недавних пор появилась версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, поэтому галерея написанных Франсиско христианских мучениц в великолепных платьях - это некоторым образом отражение и продвижение семейного бизнеса. Однако точно известно, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока лет, и он давно покинул родительский кров. Последние несколько лет до своей смерти 27 августа 1664 года Сурбаран прожил в нищете и забвении.

Как ни странно, моё первое знакомство с картинами Сурбарана из цикла "Святые жены" (1635-1640) состоялось в Смоленской картинной галерее, где я и узнала о том, что Франсиско де Сурбаран создал целую галерею образов святых мучениц, к которым относится и смоленская "Святая Юста". Картина когда-то находилось в одном из испанских храмов или монастырей Севильи. Авторство Сурбарана было установлено в ходе проведённой в 1962 году реставрации. Заинтересовавшись этим циклом, нашла в интернете очень похожий портрет в мадридском музее Прадо, на котором, как следует из подписи, изображена Святая Руфина, сестра Юсты. Девушки на этих картинах очень похожи, может быть, сёстры были близнецами?

Z-2172.jpg
Франсиско Сурбаран. Святая Юста, начало XVII века, Смоленская картинная галерея

Святая Руфина жила вместе со своёй сестрой Юстой в Севилье в III веке. Сестры выросли в семье гончара, сами делали глиняную посуду, помогали бедным, как и положено добрым христианкам. Но однажды, когда к ним пришли за посудой для языческого праздника Венеры, Руфина и Юста отказали и в гневе побили всю керамику. Сестёр схватили и повели к статуе Венеры, чтобы они ей поклонились, но сестры заявили, что если бы не были связаны, то разбили бы и статую Венеры, как свою посуду. Их посадили в тюрьму и пытали, морили голодом и жаждой. Святая Юста умерла первой, а Руфину бросили в амфитеатре на съедение льву. Но лев не тронул святую мученицу, а ласкался к ней, словно котёнок. Затем святую Руфину казнили, а тело её сожгли.
Святая Руфина является святой патронессой города Севилья, также покровительствует гончарам. Атрибуты святых сестёр - глиняная посуда и лев.


Святая Руфина Севильская, 1635-1640. Мадрид, Прадо

Подобные одиночные фигуры женщин в роли святых составляют целую портретную галерею. Загадочно в этих полотнах, прежде всего, их назначение. Руфина и Касильда, Инесса и Барбара, Доротея и Аполлония, Марина и Матильда, Агата и Урсула, Энграция и Маргарита - для всех мучениц Сурбаран выбрал одинаковую композицию. Фигуры занимают всё пространство портретов, почти все они на 2/3 развернуты к зрителю, и все самым тщательным образом разодеты: Доротея, Аполлония и другие - просто в роскошные накидки и платья, дочка мавританского правителя Касильда - в царское облачение, ну а святая Маргарита - в пастушеский костюм, очень гармоничный и красивый. Эти портреты вполне можно было принять за портреты горожанок, если бы не едва заметные нимбы над головами, да атрибуты святых. Мастерство живописца проявилось в передаче дорогих украшений и тканей, в звучном и нарядном колорите. Картины с изображением святых разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Далее, чтобы была понятна символика картин Сурбарана, придётся кратко рассказать о каждой мученице из цикла "Святые жёны".
Самая известная из картин этого цикла - Святая Касильда в богатом одеянии, с цветами в руках. Она была канонизирована за свое безграничное милосердие. Будучи мусульманкой помогала христианам, носила еду пленникам, спрятав её в складках платья. Однажды её остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нём оказались розы. Потом она приняла христианство, дожила до 100 лет, место её захоронения стало местом паломничества.
История о чуде с розами повторяется и в других полотнах. подобная история произошла с тремя святыми женщинами - со святой Елизаветой Венгерской, с её внучатой племянницей святой Изабеллой Португальской и с Касильдой Толедской. Поэтому не совсем ясно, кого именно из этих трех святых женщин изобразил Сурбаран, так как полотно не подписано.

17-1440.jpg
Святая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

За последние годы традиционное толкование картины изменилось: вместо персонажа легенд появилось реальное историческое лицо - королева Португалии Изабелла, которая была причислена к лику святых. Оба изображения объединяет легенда, которая восходит к кругу известных бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы.

17-1441.jpg
Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо

В галерее Сурбарана изображения святых выглядят как портреты живых, молодых и прекрасных женщин. Маргариту Сурбаран изобразил в изящном костюме в народном духе. Соломенная шляпа с загнутыми полями оттеняет точёное лицо с ярким румянцем; контрастно сочетание белого, синего и красного в наряде; особенно выразительной выглядит вышитая холщовая сумка, такие вплоть до наших дней время от времени входят в моду как элементы испанского стиля. Святая Маргарита изображена с посохом, книгой и сумкой.
Святая Великомученица Маргарита Антиохийская (у православных Марина) была дочерью языческого жреца в Антиохии в далёком III веке, еще до того, как Антиохия вошла в состав Византии, а христианство стало государственной религией. Христианкой Маргарита стала тайно. Правитель Антиохии, покоренный её юностью и красотой, хотел жениться на Маргарите. Но она ответила отказом, объяснив, что не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного. За это Маргариту бросили в темницу, а дьявол, приняв облик огнедышащего дракона (на заднем плане картины) прилетал, чтобы пугать мученицу, и однажды даже проглотил её. Тогда крест в руках Маргариты внезапно стал расти и увеличивался до тех пор, пока не вспорол дракону брюхо. На месте ее мученичества пробился святой источник.
Уже с IV столетия святая Маргарита почиталась как избавительница от неправедного суда и беззаконного приговора. Она защищает от клеветы, от духов злобы и наветов, исцеляет бесноватых и душевнобольных. Почитается католиками, православными, англиканами. Мощи святой Маргариты находятся в Венеции, в церкви святого Фомы, в Зугдиди, на Афоне. В Москве есть частицы её мощей в храме Воскресения Христова в Сокольниках и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

17-1442.jpg
Святая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея

Святая Инесса или святая Агнесса - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Картина была написана для севильского госпиталя Пяти священных язв (де ла Сангре). Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Об этой мученице я рассказывала в публикации Самая юная святая.

17-1443.jpg
Святая Инесса, Севилья, Музей изящных искусств

Святая Аполлония жила при императоре Деции в Александрии. Она перенесла жестокие пытки и отказалась отречься от христианства. У неё выдернули все зубы, а потом стали угрожать сожжением, если она не отречется от своей веры. Святая Аполлония сама прыгнула в костер. Большая часть её мощей находится в Риме в церкви святой Аполлонии и других; в Антверпене в церкви Иезуитов, в Брюсселе в соборе святого Августина, в Льеже, в Порто, в Кёльне. Святая Аполлония держит в руках свои атрибуты - щипцы с зубом и пальмовую ветвь, символ мученичества. Она считается покровительницей стоматологов. Почитается католиками, православными и коптами.

17-1444.jpg
Святая Аполония Александрийская. Париж, Лувр

Святая Доротея жила в Каппадокии, в Кесарии во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан. Она росла в языческой семье греков, но однажды она увидела казнь десяти мужчин и пяти женщин, которые до последней минуты проповедовали веру во Христа. Потрясенная мужеством и стойкостью этих людей, Доротея пожелала узнать, что же это были за люди. И когда настало время хоронить, пришла на место казни. Помогая единоверцам казненных, она узнала, где можно слышать о Спасителе. Приходя на молитвы, она уверовала и крестилась. Соседи донесли о ней римским властям, Святую Доротею схватили и пытали, вынуждая отречься, но она проявила стойкость. Тогда ее и еще двух христианок приговорили к смерти. По дороге на казнь Теофил, писец суда, насмехался над нею, говоря, что пусть она сейчас явит ему розы и фрукты из Райских кущ. А была зима, и до поры цветения роз было еще далеко. И тут из толпы, что стояла вдоль улицы, по которой вели к месту казни осужденных, вышел мальчик, неся венец из роз и корзину с цветами и сочными плодами. Он подал дары Святой Доротее, а она протянула их Теофилу. Тот пал на колени перед чудом Божьим, уверовав. Доротея была казнена в 305 году от Рождества Христова. Покровительница садоводов, невест, рожениц. Изображается в венке из роз, с корзиной, в которой три яблока и три розы.

17-1445.jpg
Святая Доротея, 1648. Частное собрание

Святая Доротея на следующей картине, пожалуй, самая земная из сурбарановских святых: лиловое платье из тяжелого шелка и жёлтая шаль. Очень красива и набожна, назвала своим женихом Христа. И когда ее вели на казнь в феврале, перед ней появился ангел в виде мальчика, который держал корзинку фруктов и цветов. Эти атрибуты святая держит на блюде перед собой. Её считают покровительницей садоводов и цветочниц.

17-1456.jpg
Святая Доротея, 1640-1650. Цикл картин "Святые жены" для госпиталя крови Господней. Севилья, Музей изящных искусств

</b>Святая Елизавета Венгерская или Тюрингская</b> - дочь венгерского короля Андраша II. Прославилась своим милосердием. Жила она в начале XIII века. Была замужем за Людвигом Тюрингским. Францисканские монахи познакомили Елизавету с идеалами бедности и милосердия, проповедуемыми их орденом. Францисканство произвело на Елизавету сильное впечатление, и она решила жить в соответствии с его духом, помогая бедным и нищим. Всё свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным, что не нравилось её мужу, корившему жену за расточительство денег.
Житие Елизаветы повествует о том, как однажды муж встретил её на улице, когда она несла хлеб в переднике, чтобы передать его бедным. Когда он раскрыл передник, чтобы посмотреть, что в нём, то нашёл его полным роз. Легенда о её милосердии рассказывает, что однажды она положила прокажённого младенца в свою постель. Её муж, вернувшись домой, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, а Младенца Христа, лежащего там. После этих чудес, по преданию, ландграф разрешил жене продолжать благотворительную деятельность.
После смерти мужа (он умер от чумы в шестом крестовом походе) Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден. В 1228 году она основала в Марбурге больницу для бедных, где трудилась наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. 17 ноября 1231 года Елизавета умерла в Марбурге в возрасте всего 24 лет.

17-1446.jpg
Святая Елизавета Тюрингская, 1635-1640. Бильбао, Музей изобразательных искусств

</b>Лучия Сиракузская</b> - раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Исторические доказательства существования святой Лючии (в православии Луции) были найдены в Сиракузах. Надпись на её могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни, и упоминание о святой Лючии во всех христианских документах позволяют с полной уверенностью предполагать, что она действительно жила во времена Диоклетиана. Изображается святая Лючия держащей поднос или тарелку с собственными глазами, книгой, масляной лампой (намек на значение её имени - "лучезарная"). Почитается католиками, православными, англиканами и лютеранами.

17-1447.jpg
Святая Лючия,1625-1630. Вашингтон, Национальная галерея

Святую Урсулу изображают со стрелой в руках, как символом её смерти. Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Пытаясь избежать нежелательного брака, она дала согласие при условии, что король должен послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству, а её жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Ангел явился Урсуле и сказал везти женщин в Рим, вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Возмущённые принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов.

17-1448.jpg
Святая Урсула, 1635-1640. Генуя, музей Страда-Нуова

17-1455.jpg
Святая Урсула

Святая Энграсия родом из португальского города Брага. Была христианкой во времена римского императора Диоклетиана. Родом из богатой семьи, была помолвлена с неким дворянином из Русильона. Отец отправил девушку к жениху с пышным эскортом, в сопровождении родного дяди и еще 16 местных дворян. Но когда они по пути остановились в Сарагосе, каким-то образом власти города узнали, что все путешественники - христиане. Всех схватили и пытали. Святую Энграсию засекли до смерти и она умерла от ран. А её спутников обезглавили. По другой версии святой вбили гвоздь в голову, вот почему на картине она держит в руках гвоздь.

17-1498.jpg
Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья

17-1454.jpg
Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Страсбург

Святая Агата (у православных Агафия) жила на Сицилии в III веке, одна из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Она родилась в богатой и знатной семье в городе Катания. Святая Агата отвергла домогательства городского префекта Квинтиануса, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. Она умерла под пытками, и её смерть сопровождалась землетрясением. После мучений святую Агату сожгли на костре. Святая Агата считается покровительницей города Катании и всей Сицилии, Мальты (по легенде Святая Агата скрывалась на Мальте от преследователей). Считается покровительницей медсестер и кормилиц. Еще защищает жилища людей от пожаров, землетрясений и извержений вулканов. Спустя год после её мученической смерти произошло извержение вулкана Этна, и лава полилась в направлении Катании. На её пути положили покрывало с мощей святой Агаты, и город был спасен.

17-1451.jpg
Святая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье

Святая Евлалия Барселонская (290-304) - 13-летняя девочка из числа раннехристианских мучеников, принявшая смерть в эпоху Римской империи во входившей в её состав Барселоне за исповедание христианства. Формально является также православной святой, так как была причислена к лику святых до разделения церквей. За отказ от поклонения римским богам, девочку подвергли 13 пыткам, из которых 12-й было распятие на косом кресте, а 13-й - обезглавливание.
Святая Варвара - красавица и единственная дочь любящего отца. Женихов было много, но никто Варваре не по душе. Отец не стал неволить дочь, ждал, когда девушка сама решит, а она выбрала христианство. Гневу отца не было предела, требовал и просил отказаться от христианства, морил голодом и плакал. Но девушка стояла на своем: "я христианка". Ее мучили и казнили.

17-1450.jpg
Святая Евлалия и Святая Варвара, Музей изящных искусств, Севилья

Святая Матильда была дочерью Вестфальского графа. Молодой девушкой она была помещена в монастырь Герфорда. Благодаря своей красоте и набожности была избрана герцогом Саксонским Оттоном I в качестве невесты для его сына будущего герцога и короля Генриха I. В качестве супруги Генриха была герцогиней Саксонской (912-936) и королевой Германии (919-936). В браке у супругов родилось пятеро детей.
После смерти мужа Матильда оставалась при дворе Оттона I. Матильда была канонизирована за свою благотворительную деятельность и основание многочисленных монастырей и религиозных центров в Саксонии и Тюрингии. Крупнейшим из основанных Матильдой был монастырь в Кведлинбурге, ставший центром богословской и светской науки Германии периода правления Саксонской династии, а впоследствии центром поклонения Святой Матильде, так как именно здесь она и была похоронена.
Святая Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии во время правления императора Максимина. Она была красива и образована. Согласно преданию, после крещения сам Христос явился ей во сне и вручил перстень в знак обручения с нею. Она призвала императора оставить языческих богов. Максимин, сраженный ее красотой и мудростью, несколько раз пытался переубедить Екатерину, чтобы не предавать казни такую незаурядную женщину. Были приглашены 200 философов на диспут с нею, потом сам император предложил стать его женой. Затем Максимин решил устрашить ее видом орудия пытки - колеса с шипами. Но ничто не могло поколебать веру святой. Екатерина приняла великие мучения, и была обезглавлена мечом. Её изображают с мечом и колесом с шипами - атрибутами её мученичества.

17-1449.jpg
Святая Матильда и Святая Екатерина, 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья

Святые Сурбарана - "это самые романтические существа, которых только можно себе представить", сказал о цикле Святые жёны писатель Теофиль Готье.

promo galik_123 февраль 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Интересный цикл. У Сурбарана прямо целая галерея таких образов. Мне нравится то, что святые и мученицы изображены земными. Без заломленных рук и воздетых к небу глаз)

Как демонстрация моды и тканей того времени)

Это тоже важно))) Во всяком случае для нас это огромный пласт информации)))

Да, информации в этих картинах много зашифровано)...

Очень интересно! Святая Инесса особенно привлекла внимание!

Особенный цикл - кроме того что очень красивый, много информации в себе таит!

Загадки остаются.

Просто Каталина - это испанская форма имени Екатерина, поэтому атрибуты святой Екатерины Александрийской здесь абсолютно на месте.)))

Re: Загадки остаются.

Я так и думала, а Доротея - тоже Екатерина?

Re: Загадки остаются.

Доротея до крещения Екатерина, поэтому без атрибутов мученицы?

Имя святой - имя принятое при крещении, т.е. если написано, что это святая Доротея, то это именно в крещении Доротея, а не святая Екатерина, которая была Доротеей до крещения, поэтому и изображена с фруктами на блюде, а не с атрибутами Екатерины.

Спасибо за помощь, исправлю!

Рада помочь!)))

картины прекрасные и жутковатые одновременно...

Да, атрибуты этих святых мучениц всё же затмевают красоту тканей и одеяний, вот такое испанское барокко...

Потрясающее воображение мастерство художника и замечательные рассказы автора о святых мученицах и подвижницах. Спасибо!

Спасибо за внимание!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account