galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Что это - Барочный дворец или Дом-комод?
galik_123
17-1418.jpg

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили.
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.

17-1419.jpg
Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 – Главный дом. 2 – Восточный флигель. 3 – Западный флигель. 4 – Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.

17-1421.jpg

17-1420.jpg
План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

17-1378.jpg


2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

17-1379.jpg


3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

17-1380.jpg


4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

17-1400.jpg


5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

17-1397.jpg


6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

17-1396.jpg


7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

17-1395.jpg


8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

17-1377.jpg


9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

17-1393.jpg


10.

17-1394.jpg


11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

17-1392.jpg


12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

17-1398.jpg


13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

17-1388.jpg


14.

17-1390.jpg


15.

17-1391.jpg


16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17-1389.jpg


17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

17-1387.jpg


18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

17-1422.jpg


19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

17-1028.jpg


20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

17-1026.jpg


21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

17-1029.jpg


22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

17-1027.jpg


23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

17-1033.jpg


24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

17-1025.jpg


25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

17-1035.jpg


26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

17-1034.jpg


На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

17-1423.jpg


Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у a_dedushkin

17-1425.jpg
Акварель А. Кондырева. Дворец Апраксиных-Трубецких у Покровских ворот,1866


17-1424.jpg
И.И. Шарлемань, 1854. Справа - часть дома Апраксиных-Трубецких, слева - церковь Воскресенья в Барашах, за ней - церковь Введения в Барашах

Источники информации
Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. - М.: Искусство, 1989.
Википедия

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Замечательное здание! Очень понравился материал! Ночные фото в заключении добавили сочности и таинственности Старой Москве. Надо будет тоже попробовать ночные фото добавлять в финал материалов)

Ночные фото часто получаются даже более выразительными)!

Основное здание и впрямь напоминает комодик.)))

Недаром дом так сразу и прозвали, а потом и хозяина стали звать Трубецкой-комод, затем просто -Комод.

Замечательный репортаж!!! Дом - украшение Покровки!

Сомневаюсь, что сохранились интерьеры, вот посмотрите:

После 1917 года в здании размещались коммуналки, разные органы народного образования типа Главпрофобр Наркомпроса, мастерские наглядных учебных пособий, школа, дом пионеров и школьников, детская библиотека, общежитие МИИТ, ВНИИ Теплоприбор и даже Академия нефтяной промышленности.

Этот кавардак закончился в 1960-х годах, когда основным арендатором стал ВНИИ Геофизика. На его территории в южном корпусе регулярно устраивался избирательный участок, для которого открывался свободный доступ во двор, закрытый в конце 1990-х.

Но в 1990-ые всё началось заново - в здании стали появляться разные мелкие фирмы, например ателье. Впрочем, были и значительные, например фонд милосердия.

В середине 2000-х в здании разместилась стоматологическая поликлиника Интермедсервис.

А в конце 2000-х ВНИИ Геофизика перебрался на другую площадку и здание, в общем, стало приобретать бесхозный вид.

За свою боле чем двухвековую историю дом неоднократно реконструировался, достраивался, ремонтировался. К числу последних, наиболее значимых изменений можно отнести производимую с декабря 2001 года ночную подсветку.

Edited at 2017-04-15 10:14 am (UTC)

По крайней мере там сохранилась чугунная лестница времён гимназии. Мне попадался раньше какой-то репортаж, в котором были фото овального зала, камин в другой комнате, но сейчас я не нашла...

Я несколько раз был в НИИ "Геофизика" по делам, но не догадался сфотографировать интерьеры. Там оставались ещё двери, окна интересные с фурнитурой...

Сейчас очень об этом жалею(

Очень жаль...
Хотела добавить в сообщение фото интерьеров.

А я любуюсь этим домом каждый рабочий день. )
Мой офис находится прямо напротив. )

Молодежь, к сожалению, не знает, что этот дом знаменитый и что он истинными москвичами называется дом-комод на Покровке.
Ни один из моих молодых сотрудников не смог мне ответить на вопрос - а где в Москве дом-комод?
Хотя видят его каждый день ))

Эта молодёжь - москвичи?

ну почти все.
Да и сфера нашей работы высокоинтеллектуальная- информационные технологии.
Но уровень гуманитарного знания крайне низкий (

Ну, если есть интерес, то восполнить пробелы в век этих самых технологий не проблема)))

Интереса нет (

Что-то вспомнилось из мыслей В.И.Ленина: "Необходимо, чтобы дворцы и богатые квартиры, оставленные царем и аристократией, не стояли зря, а дали приют бескровным и неимущим.". Вообщем - "Мир хижинам, война дворцам!"

Кстати вспомнили)))

Хороший рассказ, спасибо!
Дворец шикарный, Петербургом запахло:)))))

В Петербурге таких много, а в Москве - один:-)

одно из самых моих любимых зданий в Москве. Очень красивое.

Ирина, Вы внутри были?

Нет не была. Но фотографии видела. Архнадзор там что то устраивал лет 5 назад.

Эти я видела. А что там сейчас находится?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account