galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
С чего начинается Геликон-опера
galik_123
17-1192.jpg

Понемногу улеглись сумбурные, и в то же время яркие, впечатления от посещения бывшего Дома медицинских работников, а ныне Геликон-оперы, а ранее - усадьбы XVIII века. В годы моей "туманной юности", я часто бывала там на интересных вечерах или на просмотрах каких-нибудь особенных зарубежных фильмов. Помню этот Дом медика с уютным залом, лестницей, зеркалами во всю стену, - это был один из самых любимых клубов Москвы. И вот наконец, когда уже остались в прошлом переживания по поводу реставрации этой усадьбы, отгремели битвы за её сохранение и победило здоровое любопытство, выбрав для посещения оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана", мы отправились в театр. Для того чтобы не торопясь осмотреть отреставрированную усадьбу, приехали заранее - перед спектаклем в Геликон-опере проводят экскурсии по историческим залам, рассказывая о владельцах усадьбы Шаховских.

1. Но времени всё равно не хватило - все исторические залы, кроме белоколонного зала княгини Шаховской, как раз того, в котором я бывала раньше, были открыты. О белоколонном зале расскажу отдельно, после уже запланированного посещения. Сначала всё же немного из услышанного об истории главного дома усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

17-1177.jpg
Фасад театра «Геликон-опера» на Большой Никитской 19/16

В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится "Геликон-опера", жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова.


Портрет Екатерины Романовны Дашковой (неизвестный художник, ок. 1762)

С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Занимая самое высокое положение в свете, Федор Иванович и его жена Елизавета Петровна принимали на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. После смерти мужа в 1799 году дом перешел к вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой). В 1803 году Елизавета Петровна выхлопотала для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми-Стрешневыми.
С 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому "дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми".


Княгиня Евгения Федоровна и князь Михаил Валентинович Шаховские-Глебовы-Стрешневы

2. Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Княгиня немедленно приступила к перестройке родовой усадьбы Покровское-Стрешнево неподалеку от Москвы.




3. Домашний театр в Покровском-Стрешневе воодушевил Евгению Фёдоровну купить в 1885 году владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка. Почти все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К.В. Терского (автором фасада стал Ф.О. Шехтель) было построено здание частного театра в "русском" стиле. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения, до нашего времени переход не сохранился. Театр был построен для сдачи в аренду антрепренеру и актеру Георгу Парадизу. В 1910 году он был перестроен архитектором А.А. Галецким. Сейчас в этом здании находится театр имени Маяковского.

Z-2227.jpg


Главный дом усадьбы XVIII века тоже был перестроен его владелицей в 1886 году. Архитектор К.В. Терский пристроил к дому крыльцо в формах XVII века - со столбами-кубышками, висячей гирькой и шатром, по-видимому, владелице нравился такой псевдорусский стиль. В Покровском-Стрешневе строил для княгини тот же архитектор и в таком же красно-кирпичном стиле.

17-1198.jpg
Фото из интернета

4. В центре полукруга служебных строений Терский возвёл ворота с крепостной башенкой. В Калашный переулок выходили два флигеля, один из которых был решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых живописных в Москве. В XIX веке усадьба была театром, в котором выступали французские и итальянские актёры, а также труппа Венской оперетты.

17-1188.jpg


5. Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице. Они подолгу жили в Европе, а затем обосновались на курортах земли Гессен в Германии, откуда были родом предки Евгении Федоровны - фон Бреверны. После смерти мужа в 1892 году вдова окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались "свадьбы и домашние балы".

17-1189.jpg


6. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена, а в советское время после 1937 года находился Клуб медицинских работников. Время его наибольшего расцвета пришлось на 70-е - начало 90-х годов прошлого столетия, когда им руководил Александр Семёнович Бертман - отец Дмитрия Бертмана.
В 2009 году по проекту архитектора А.В. Бокова начались работы по перестройке усадьбы Шаховских, в результате была разрушена часть исторических строений. В ночь на 19 июня 2011 года был снесён флигель усадьбы XIX века, несмотря на решение об отмене всех выданных ранее согласований о сносе исторической застройки в центре столицы.
Всё это уже осталось в прошлом...

17-1178.jpg


7. Итак, входим в театр, и как обычно он "начинается с вешалки", т. е. с зрительского гардероба, куда нас вежливо направляют молодые люди, по-видимому студенты Дмитрия Бертмана, по блестящей чёрной лестнице.

17-1158.jpg


8. Лестница и посетители многократно отражаются в ступенчатом зеркальном потолке и в зеркалах по обеим сторонам, а внизу под струящейся водой встречает нас огромная афиша очередной премьеры.

17-1182.jpg


9. Реальный мир дробится на осколки, и мы попадаем в театральный мир, как будто в Зазеркалье..

17-1159.jpg


10.

17-1160.jpg


11.

17-1191.jpg


12. В фойе гардероба висит портрет бывшей хозяйки усадьбы - княгини Евгении Фёдоровны Шаховской. Говорят, портрет очень понравился потомку Шаховских, посетившему усадьбу после реставрации.

17-1183.jpg


13. По театральному выглядит и фойе гардероба.

17-1169.jpg


14. Понравился атриум, образованный из проезда во двор благодаря застеклению арочного проема. Атриум носит имя Шаляпина, который когда-то выступал в стенах особняка.

17-1155.jpg


15. Атриум тоже настраивает на театральную волну.

17-1156.jpg


16. В полу атриума сделана стеклянная витрина, и в ней представлена археологическая инсталляция.

17-1157.jpg


17. Под стеклом артефакты - некоторые энергетические вещи для театра, есть и камень из Греции с горы Геликон, где по преданию музы встречались с Аполлоном.

17-1176.jpg


18. На табличке перечислены все предметы инсталляции.

17-1168.jpg


19.

17-1175.jpg


20.

17-1193.jpg


21. Лестница ведёт в фойе второго этажа, здесь находится историческая часть здания с отреставрированными интерьерами, которые уцелели к моменту начала реконструкции в 2000-е годы.

17-1153.jpg


22.

17-1145.jpg


23. По левой стороне исторического фойе анфиладой вдоль главного фасада идут три небольших зала, носящие имена Покровского, Тихонова и Образцовой, а по правой стороне находится белоколонный зал княгини Шаховской.

17-1144.jpg


24. В историческом фойе устраиваются временные выставки.

17-1154.jpg


25. Маленький зал, где давала первые спектакли труппа Геликон-оперы, называется "Покровский" - в честь Бориса Александровича Покровского. Сейчас этот зал используется для небольших камерных спектаклей.

17-1139.jpg


26.

17-1142.jpg


27. В этом зале стоит клавесин, изготовленный по модели И. Рюккерса 1612 (1617) года московским мастером Дмитрием Беловым. Дмитрий окончил Московскую консерваторию по классу органа и классу композиции, параллельно с учебой работал реставратором в музеях и реставрационных фирмах России, а также органным мастером Малого и Белого залов в Московской консерватории. Его мастерская музыкальных инструментов "Клавир" на сегодняшний день является первой и единственной мастерской, специализирующейся на изготовлении клавикордов.

17-1152.jpg


28.

17-1141.jpg


29.

17-1140.jpg


30. Следующий зал в анфиладе "Тихонов" назван в честь дирижера Кирилла Климентьевича Тихонова (1921-1998). В 1990 году он стал главным дирижером и музыкальным руководителем Геликон-Оперы. В этом зале на стене висит гобелен, где изображен Аполлон с музами на горе Геликон.

17-1151.jpg


31. На противоположной стене камин с часами, здесь же костюм Отелло, принадлежавший великому тенору XX века Марио Дель Монако.

17-1150.jpg


32. Третий зал анфилады носит имя Образцовой. Елена Васильевна Образцова работала и дружила с коллективом "Геликон - оперы" со времён основания театра. Мебель и предметы интерьера из московской квартиры Елены Васильевны подарила театру дочь певицы, здесь же личный рояль певицы. На стене висит картина "Елена Образцова в роли графини из Пиковой дамы", её написал петербургский художник Туман Жумабаев.

17-1146.jpg


33. В этом же зале представлена историческая афиша театра Ла Скала (1964 год, дебют Образцовой).

17-1149.jpg


34.

17-1148.jpg


35. Одна из любимых оперных партий Елены Образцовой - Кармен.

17-1147.jpg

На этом пока всё, а дальше был культурный шок, но об этом - в продолжении...

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Спасибо за интересный рассказ!

И впечатления были яркие!

Интересный получился театр)))))

Хорошо, что я ничего не стала смотреть заранее. Действительно, очень оригинальное пространство получилось)

Неоднократно в детстве бывал в клубе медицинских работников на сеансах кино и ёлках. К лишению медиков "пристанища" отнесся крайне негативно, чувство обиды за "лишенцев" не прошло и сегодня.

Зато хорошо, что там опять театр, а не офисный центр или банк)

Бывал в этом Доме медика в то смутное время, сейчас конечно все супер!

Получилось очень интересная и современная театральная площадка в центре Москвы.

Спасибо за возможность прикоснуться к прекрасному, тем более позавчера отмечали день театра.

Да, немножко опоздала я, но лучше поздно, чем никогда!

А Вы бывали в Геликоне до реконструкции?
Спектакли, которые ставили Тихонов-Бертман-Тулубьева с Нежным видели?

Нет, до реконструкции в Геликоне не была.

Спасибо за интересный рассказ,чувствую,пора доставать билеты!

Вот я ещё схожу в белоколонный зал. Посмотрю, как там смотреть и слушать оперу...

Красотища какая!!!
Я конечно, подозревала, что у Бертмана всё хорошо со вкусом:)) но не предполагала, что всё так хорошо!!!
Спасибо за впечатления, жду продолжения!

Хороший театр в самом центре Москвы,
рядом с театром Маяковского и Консерваторией - здорово!
Весь коллектив на подъёме и Бертман очень гордится)

спасибо!жду продолжения!

Пожалуйста, интересно было и самой посмотреть на всё это!

Я даже боялась туда идти после реконструкции - наслушалась ворчания от ценителей старой Москвы.
А на Ваших снимках мне все нравится... Оказывается, не так все и страшно)

Если отрешиться от истории с разрушением усадьбы, то результат всей истории, думаю, все же позитивный. На реставрацию всей усадьбы денег всё равно бы не нашлось, а так имеем чудесный театр в центре.
Вот посмотрите, Лена, следующий репортаж)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account