?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Москва, которой не было...
galik_123
17-1090.jpg

В лондонском Музее дизайна проходит выставка "Воображаемая Москва" (Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution), посвященная нереализованным архитектурным проектам общественных зданий в постреволюционной Москве.
Кинофантазия Александра Медведкина 1938 года показывает, какой должна была бы стать Москва по замыслу советских градостроителей. Видео поражает масштабностью проектов преобразования Москвы, грандиозностью идей и поразительной для того времени кинематографической работой.



В основу выставки "Воображаемая Москва" легли шесть неосуществленных архитектурных проектов: Дворец советов, который должен был стать самым высоким зданием в Европе; Железное облако - комплекс из небоскребов и транспортной инфраструктуры; Иститут Ленина с библиотекой и планетарием, предусматривающий авиасообщение между институтом и городом; спиралевидное общежитие; Народный комиссариат тяжелой промышленности; Фабрика здоровья.

17-1089.jpg


Полномасштабные чертежи, рисунки и проекты дополнены различными артефактами того времени: плакатами, текстильными изделиями, журналами и посудой. Экспозиция собрана из музеев разных стран мира, в том числе из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

17-1088.jpg


Каждый из проектов перекликается с темами, актуальными для СССР 1920-1930-х годов: коллективизацией, городским планированием, авиацией, коммуникацией, индустриализацией, отдыхом и коммунальным жильем.

17-1087.jpg
Яков Чернихов. Из коллекции "Коды геометрии"

По мнению кураторов выставки, Октябрьская революция и ее культурные последствия - важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты того периода до сих пор вдохновляют архитекторов разных стран, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов.


Иван Леонидов. Памятник первому искусственному спутнику Земли в Москве, 1958. Акварель


17-1085.jpg
Яков Чернихов. Сценография с вогнутыми поверхностями, конец 1920-х

Одним из главных проектов, представленных на выставке, стал Дворец Советов Бориса Иофана. Дворец задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство начали в 1937 году - функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось.

17-1084.jpg
Борис Иофан. Дворец Советов


17-1083.jpg



17-1082.jpg
Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Дворец советов, 1944

"Железное облако" Лисицкого - футуристичный проект комплекса из восьми горизонтальных небоскребов. Проект был направлен на решение самой актуальной проблемы послереволюционной столицы - перенаселение и неудобство транспортной системы. Восемь зданий должны были объединять в себе офисы и жилые помещения для сотрудников на верхних этажах и новые трамвайные линии и станции метро на нижнем уровне. Проект "Железного облака" был вдохновлен знаменитой концепцией проунов - переосмысление Лисицким геометрии супрематизма. Проект был представлен на конкурс в 1925 году.

17-1081.jpg


Эль Лисицкий проектировал водную станцию и стадион в Москве, жилые комплексы в Иваново-Вознесенске, столичный Дом правительства и комбинат Правды.

17-1080.jpg


Художнику было поручено оформление советского павильона на выставке декоративного искусства в Париже, советских павильонов на выставке прессы в Кёльне.

17-1079.jpg


Проект Института библиотековедения имени Ленина по праву считается манифестом советской архитектуры 1920-х годов. Иван Леонидов спроектировал шарообразный объем для аудитории на 4000 человек и соседствующую с ним башню, предназначенную для книгохранилища. Леонидов использовал в своем проекте самые инновационные для того времени технологии, которые могли бы позволить функционировать такой сложной геометрической конструкции. Шар и параллелепипед парят над фундаментом, будто обманывая силу гравитации. Проект был встречен с восхищением не только в СССР, но и за рубежом, и до сих пор является одной из икон архитектуры XX века.

17-1078.jpg


Николай Ладовский в 1920 году создал один из первых проектов дома-коммуны, и именно он стал отправной точкой в истории советского коммунального жилья, пропагандирующего новый образ советского уклада жизни. Архитектор использовал форму спирали, для того чтобы объединить индивидуальные «жилые ячейки» в единое пространство и таким образом подчеркнуть символизм всеобщего прогресса.

17-1077.jpg
Николай Ладовский. Экспериментальный проект коммунального дома

Логическим завершением экспозиции стали конкурсные проекты Наркомтяжпрома. Огромное здание одного из самых влиятельных комиссариатов того времени должно было занимать около 40 тыс. м² на Красной площади, прямо напротив мавзолея. В середине 1930-х годов было проведено два этапа конкурса на его проектирование, и в них принимали участие Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев и другие известные архитекторы. Здание должно было размещаться прямо напротив Мавзолея Ленина, на месте нынешнего ГУМа. Однако проект так и не был осуществлен.

17-1076.jpg


Советские архитекторы 20-30-х годов ХХ века пытались переосмыслить архитектуру с учётом новых политических реалий. Общественная жизнь, в частности серьезная коллективизация общества, отражались в архитектуре (квартиры без кухонь, фабрики-кухни, красные уголки на производстве и в жилых зданиях). Таким образом и появлялись футуристические проекты, к которым предъявлялись уже требования в соответствие с советскими общественными стандартами. Архитекторы смотрели в будущее и представляли себе вершины технической революции в свободном перемещении по воздуху и покорение космоса.

17-1075.jpg
Эль Лисицкий

Отдельное пространство выставки посвящено конкурсным проектам Мавзолея Ленина: здесь представлены рисунки и чертежи автора окончательной версии здания Алексея Щусева, а также других профессиональных архитекторов и любителей.
Выставка проходит с 15 марта по 4 июня 2017 г. в Лондоне по адресу 224 - 238 Kensington High Street.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Хорошо что эту хрень не построили

Несбывшийся триум...

Грандиозные проекты остались планов громадьем, не только политика - это искусство возможного. И слава Богу!))

А сейчас в мире эти идеи востребованы и реализуются...

Идеи в целом - да, но с поправкой на место и время, да и масштаб иногда иной (вот именно не размер - размер может быть и больший - а масштаб).

Как полёт творческой фантазии, как мощный толчок для новых идей в архитектуре - впечатляет, конечно.
А как цель - разрушить старый мир, ужасает.
Но процесс всё равно пошёл...

Да-да, я именно это имела в виду.

Прикольно было бы, если бы хоть часть из этого сделали.

Похоже, что сделали бы, если бы не война...

Да, планов было "громадьё"!!!)

У меня такое ощущение, что всё же процесс разрушения пошёл. Например, в виде точечной застройки в центре Москвы...

Ну, в Старой Москве, где только могли уже нагадили точечной застройкой, - мест там для этого уже совсем мало осталось...

Edited at 2017-03-23 07:40 am (UTC)

Вот и я, о том же...

Выставка как бы про то, что Сити, ребята, мелочи, по сравнению, что вас ожидало в случае победы коммунистической революции)))

Согласна, делали сами англичане, но выглядит устрашающе)

Слава Богу, что средств не хватило на реализацию "громадья планов".

Но сейчас-то - потихоньку-полегоньку происходит всё же разрушение архитектурного наследия...

К сожалению, у московского правительства, рожденного далеко от Москвы, появились "бешеные деньги" и у москвичей тают надежды на сохранение архитектурного наследия.

Не обращая внимания на протесты общественности и архнадзора...
Я всё с Военторгом никак не могу успокоиться(((

как удивительно внутренность дворца советов напоминает внутреннее пространство православных храмов..прямо один в один...да

Я сначала засомневалась даже - сильный контраст.
Снаружи всё такое авангардное, а внутри - традиционное.

Edited at 2017-03-23 09:12 am (UTC)

Спасибо очень интересно, с полетом мысли у советских архитекторов было все в порядке.

А проект Эль Лисицкого таки был воплощен.

Image result for Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР

Подпитали идеями)...

  • 1