galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи
galik_123
Новость из мира искусства

17-0722.jpg
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов".
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

17-0721.jpg
Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

17-0720.jpg

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.

17-0719.jpg
Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".

17-0718.jpg
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.

17-0723.jpg
Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".

17-0716.jpg
Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо  - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

17-0715.jpg


В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.



Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи
Выставка изобретений Леонардо да Винчи в Лукке
Картина мира глазами Леонардо да Винчи
Портрет примадонны Возрождения Изабеллы д’Эсте

Источники информации
Фома , artchive.ru, artnet.com, theartnewspaper.ru

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Потрясающие творения!

да уж, Леонардо оставил после себя столько загадок...больше, наверное, чем живописи и всяких трудов...и никто никогда не узнает его тайны...

ну Джоконда, это сдвоенный портрет самого Леонардо и его любовника (ученика) Салая...

Завораживает это все!

У Маурицио Серачини с его "колоннами с капителями, украшенными лотосами" - воображение разыгралось...) В перспективном наброске никаких египетских лотосов не предполагалось, там и арки не разрушенные классические)

Мне теория борьбы Добра и Зла - как-то ближе...

Очень интересно! Спасибо!

Мне очень приятно, что Вам интересно)

ВОЗВЫШЕННЫЙ ЛЕОНАРДО и лукавый Боттичелли

.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ЛЕОНАРДО - ЭТО ПОТРЯСЕНИЕ
УЧАСТНИКОВ ЗНАЧИМОСТЬЮ БОЖЕСТВЕННОГО СОБЫТИЯ
.


все жесты выразительны - это ощущение значимости
явления Сына Божия человечеству
-
жесты всех персонажей совсем не случайны
и наоборот - выражают глубокие сердечные переживания
.
только опишу первый план перед Мадонной:
.
слева мужская - задумчивая фигура - о тайнах мироздания
чуть правее - это оцепление перед чудом
и еще правее - благоговение
.
а в правой части от мадонны фигура с жестами - благодарения
еще правее - фигура которая делится своими - изумлениями с кем-то...
.
.
.
ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО ПОЧЕМУ БОТТИЧЕЛЛИ ЛУКАВЫЙ
ЕГО УЧИТЕЛЬ ЛИППИ - БЫЛ ПОВЕРХНОСТНЫЙ...
.
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) — флорентийский
художник и «монах-сластолюбец» учитель Боттичелли
.
если у Боттичелли явление волхвов превращено
в променад знати в роскошных одеяниях
на переднем плане попирая своим блеском
униженный образ в отдалении Мадонны с младенцем
.
то у его учителя тоже самое но в более мягкой форме
- он устроил ярмарку горожан в праздничных одеждах
.
движения мало продуманы - дева которой одевают венец
рукой невольно играет кудряшками старца на переднем плане
в темном плаще внимающем мадонне с младенцем
.
да это тоже городская знать в костюмах дорогих
- все-же Мадонна в центре внимания!
.
в то время как Боттичелли унизил ее - матерь божию!?!
отодвинув вдаль как нечто незначительное...
- дав передний план знати города Флоренция
поэтому я его называю "лукавым" Боттичелли ...


===========




  • 1
?

Log in

No account? Create an account