galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту
galik_123
17-0601.jpg

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.



Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.


Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

17-0583.jpg


2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

17-0588.jpg


3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

17-0589.jpg


4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

17-0587.jpg


5.

17-0596.jpg


6.

17-0591.jpg


7.

17-0584.jpg


8.

17-0600.jpg


9.

17-0593.jpg


10.

17-0592.jpg


11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

17-0599.jpg


12.

17-0597.jpg


13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

17-0581.jpg


14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

17-0586.jpg


15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

17-0582.jpg


16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17-0598.jpg


17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

17-0595.jpg


18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

17-0604.jpg


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Ну кто же не знает Сокол))))))))

Ну так, он особенный!

Пример архитектуры как искусства.

Архитектура - искусство строить)))

Вот какая Вы молодец! Вы такую красоту нам показываете!
Так хорошо, так подробно, такие детали!
Мне кажется, была бы в Москве, прошла бы мимо этого здания и половину красоты его не увидела:))

Так и я теперь удивляюсь - столько ходила по этим улицам, ничего не видела)))
Куда смотрела - непонятно)))

Согласна, что Моспроект мог бы бережнее отнестись к зданию - как бы профиль организации предполагает вменяемость и адекватность в использовании памятников. Хотя должна заметить, что ясное и гармоничное членение фасада не смогли испортить даже кондиционеры, евроокна и неадекватная окраска - видна хорошая изначальная архитектурная идея.))

Правда, дом и сейчас смотрится очень гармонично.
Досадно, что именно Моспроект так поступает в самом центре Москвы, что уж с других требовать(.

Спасибо за подробный рассказ и отличные фотографии!

И Вам спасибо за внимание!

Досадно, что именно Моспроект так поступает

"фасад дома покрылся "бородавками"."
Согласен. Увы, это одна из основных бед Москвы - не люблю "Тёму" (А.Лебедева), но он как то приводил сравнение исторических фасадов наших (с "бородавками", вывесками и рекламой) и итальянских (вроде из Милана), было впечатляюще.
Спасибо за рассказ, часто сложно найти ракурс, что бы рассмотреть.

Re: Досадно, что именно Моспроект так поступает

Это правда, иногда на улице трудно всё рассмотреть внимательно!

Очень красивое здание! Графика панно довольно близка к книжным иллюстрациям сказок Билибина.
Как жаль, что мозаика не до конца отреставрирована, и фасад испорчен варварской установкой кондиционеров.
Спасибо за интересный рассказ!

Да, здание уникальное, не так уж много у нас домом в стиле венского модерна.

Там еще стильные металлические крыши над балкончиками верхнего уровня, как "ресницы". Одна вроде еще сохранилась.

Да, этот верхний балкончик очень интересный, он виден на заглавной и частично последней фотографии. А, вообще, там трудно снимать...

Ну да, знаю, я там работал (не в самом "Соколе", а в одном из его корпусов, за аркой).

Что-нибудь снимали там?

Нет (только мобилофоты, неинтересно)
Есть такой инстаграмм https://www.instagram.com/hidden_moscow/ там есть кадры внутренностей Моспроекта-3

Спасибо, очень интересно! Пошла смотреть)

красивейший дом, на который, я каждый раз проходя, смотрю с запрокинутой головой. А что тогда и сейчас со внутренним убранством дома?

Кадры внутренностей Моспроекта-3

https://www.instagram.com/hidden_moscow/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account