?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Два дома архитектора Воскресенского
galik_123


Главными работами Флегонта Флегонтовича Воскресенского, принесшими ему известность и признание в Москве, стали эффектные особняки Н.Н Медынцева и Л.И. Гельтищевой. Эти здания были созданы Воскресенским в стиле модерн, а его индивидуальный почерк особенно ярко проявился в оформлении фасадов.

1. В отделке особняков можно заметить общие черты: обе постройки невелики по размеру, при этом очень нарядны. Подробно о доме Гельтищевой уже рассказывала.




2. Особняк в Померанцевом переулке, № 6, был построен в 1907 году для купца Николая Николаевича Медынцева, принадлежавшего к большому купеческому роду Медынцевых, берущему свое начало из города Медынь Калужской области. Медынцевы были и московскими домовладельцами, в разное время в Москве им принадлежали особняки, доходные дома. Н.Н. Медынцев был коллекционером и собирателем. Он планировал разместить в новом особняке свои богатые коллекции фарфора, картин, мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства.




3. Согласно правилам модерна, особняк Медынцева в плане ассиметричен, особенно это заметно, если смотреть на расположение главного входа по отношению к арке с тремя окнами. Правая часть дома короче, она насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая часть дома более длинная, и несет на себе гораздо меньше архитектурных украшений, что уравновешивает общее впечатление от дома.




4. Сначала дом Медынцева был выкрашен в бирюзовый цвет, а затем его перекрасили в бледно-желтый. В оформлении дома архитектор использовал разнообразный декор - это и различные по форме наличники окон, и висящие небольшие колонки, украшающие вход в особняк, лепнина и яркое мозаичное панно над входом.




5. Дом Гельтищевой, построенный двумя годами раньше, имеет характерную для модерна асимметричную композицию и растительные мотивы в декоре. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, полихромной мозаикой. Стилистическую принадлежность дома к модерну подчеркивает и использованная в облицовке фасада керамическая плитка, покрытая глазурью - так называемый "кабанчик". Этот материал характерен для оформления московских зданий в стиле модерн. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета, в сочетании с двумя дополнительными цветами - жёлтым и розовато-коричневым.




6. Оба дома украшают майоликовые панно: над аркой входа в особняк Медынцева - панно с розами и осенними листьями, в особняке Гельтищевой мозаика с лилиями размещена над двойным арочным окном и украшает верхнюю часть фасада.




6.




7. В доме Медынцева рельефные изображения чертополоха заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. По мнению многих специалистов и знатоков архитектуры, здание построено в стилистике французского модерна Ар-Нуво.




8. Чертополох под окнами первого этажа эркера.




9. Особняк Н.Н.Медынцева хорошо сохранился, не утратив ни одного своего декоративного элемента. Над окнами верхнего этажа тянется фриз из темно-бирюзовой майолики.




10. Фигурная балюстрада расположена над карнизом эркера. Волнообразный аттик с картушем изящно обрамлен ветвями и соцветиями чертополоха.




11.




12. Специалисты считают, что фасад особняка Н.Н.Медынцева весьма близко копирует декор и цветовую гамму доходного дома в Париже, возведенного в 1903 году архитектором Шарлем Клейном. Вероятнее всего, это было условие владельца, Н.Н.Медынцева, известного коллекционера фарфора, который владел апартаментами в этом парижском доме.



Доходный дом архитектора Шарля Клейна в Париже:




13.




14. Обратите внимание на листья и цветы чертополоха вокруг окон дома Гельтищевой - один из любимых мотивов модерна. Имена супругов Гельтищевых - Лидии и Ивана, видны в виде искусно переплетённых букв на фасаде.




15. В 1919-м в доме Медынцева открыли Пролетарский музей, и трудящиеся могли рассмотреть вещи Медынцева, выставленные уже в качестве экспонатов. В 1921 году постройку передали Международному комитету помощи голодающим России во главе со знаменитым норвежским полярником Фритьофом Нансеном. А в 1923-м советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло нансеновскую организацию.
Вскоре особняк Медынцева арендовало посольство Франции и продержалось там до 1938 года. После этого здание занимали научные лаборатории, которые уже в наше время превратились в Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой. С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков. Далее, все 1960-е годы здание принадлежало посольству Кубы, потом - посольству Гвинейской Республики. Сейчас, кто в домике живёт, неизвестно.



Архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский (1859-1926) - старший брат Сергея Флегонтовича, тоже архитектора, более известного своими церковными постройками зодчего, и сын известного инженера, строителя гидросооружений на Волге и богаделен. В 1874-1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчеств, по окончании получил звание классного художника архитектуры. Начал самостоятельную архитектурную практику с конца 1880-х годов. Вступил в Московское архитектурное общество в 1905 году. Имел обширную частную практику в Москве. В 1910-х годах работал архитектором Страхового общества "Россия", выполнив для него несколько крупных проектов. После Октябрьской революции Ф.Ф. Воскресенский архитектурной практикой уже не занимался.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Бирюзовый цвет - дом смотрелся бы лучше, вот, что-то не то с этим бежевым или жёлтым, на мой взгляд

Вот в доме Гельтищевой плитка "кабанчик" покрашена в бирюзовый - очень красиво!

Красивые здания

Москва как шкатулка с драгоценностями.

Интересная и красивая история! Спасибо!
Вот уж никогда бы не подумала, что чертополохом так великолепно декорировали здания!

Эффектно смотрится чертополох и в Москве, и в Париже!

Замечательное представление. Спасибо.

Особняк Медынцева интересен в стильных деталях, но в целое собирается плохо - не читается взглядом, как единое целое, распадется снова на детали. То ли основной цвет фасада подобран неудачно (соглашусь, пожалуй, что оттенок холодных бирюзового-голубого, как сказали выше, смотрелся бы лучше), то ли заказчик проявил излишнее своеволие, изнасиловав творческую свободу архитектора, но не похож этот дом на парижский. Парижский дом и особняк Гельтищевых композиционно цельны, а особняк Медынцева выглядит эклектичным собранием цитат - не стильный то есть ИМХО.

Особняк Гельтищевой - очень хорош! Был построен под впечатлением, сразу после возвращения архитектора из Парижа.

Архитектор талантлив - сомнений нет!

Чувствуется школа. Настоящий модерн. Не могу вспомнить, а видел ли я эти дома в натуре.

Классный архитектор! Но эти его дома мне нравятся больше всего. Их он построил, вернувшись из Франции.

Бирюза майолики довольно неплохо сочетается с бледно-желтых колером стен. Цветная майолика в модерне- это вообще отдельная песня.Было бы приятно посмотреть пост о цветных панно и витражах в модерне Москвы. Очень хотелось бы посмотреть как выглядит сейчас доходный дом Перцовой З.А. по Курсовому переулку ,1/1

Делала пост о цветных панно в Метрополе - их там огромное количество! Вообще, тема эта меня очень интересует - собираю материал...
Про дом Перцовой - помню!

Очаровательные особнячки! И действительно, чувствуется французский шарм - напоминает особняки в Нанси, центре французского арт нуво. Мозаичные панно бесподобные!

Теперь всё удивляюсь, как же раньше я ходила мимо и не обращала внимания)

Неровно дышу к майолике и мозаике в архитектуре!))

Ещё бы, нам ярких красок не хватает)

Спасибо за рассказ о еще двух жемчужинах московских улиц! А то ведь обычно мимо пройдешь и не заметишь.

Это правда, если специально не посмотришь, то и внимания не обратишь)

Весьма достойное произведение.

Оба дома хороши!

В городе Кувшиново пропала ограда у здания Народного дома (1913), построенного Ю. М. Кувшиновой по проекту архитектора Ф.Ф.Восресенского. Здание Народного дома является одним из ярчайших памятников эпохи модерна и имеет огромную художественную и историческую ценность не только для Тверской области, но и для всей России. Оно полностью сохраняло исторический облик. Спрашивается - кто и зачем снес ограду? 
Разберитесь в этой ситуации.

  • 1