?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Моррис
galik_123


Уильям Моррис (1834-1896) - английский писатель, общественный деятель и издатель, заложивший в искусстве основы стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения прерафаэлитов, неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Издательская деятельность была для Морриса одним из многочисленных страстных увлечений. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование в Оксфорде, затем стал горячим поклонником Карла Маркса. Под его влиянием заинтересовались социалистическим учением Герберт Уэльс и Джордж Оруэлл. Морис писал стихи, памфлеты и социальные утопии, руководил фирмой, выпускавшей мебель и ковры, а в 1891 году основал эстетское издательство, целью которого было возрождать книжные традиции XV-XVI веков.


Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870

Сразу же после окончания университета художник начинает активно работать. Его имя мелькает во многих видах искусства: живописи, литературе, дизайне.
В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита, а вскоре перешел в журнал "Oxford and Cambridge Magazine", где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, Моррис продолжил свое литературное творчество. Давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание сборника "Защита Гвиневры и другие стихи" (1858).


Уильям Моррис. Королева Гвиневра, 1858

В 1859 году Моррис женился на Джейн Бёрден. Он познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза. Английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник Россетти (1828-1882) пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. До замужества Джейн была малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис брала частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как "царственную" особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса. Один из многочисленных портретов Джейн Моррис, написанных Россетти:


Данте Габриэль Россетти. "Сон наяву", 1880. Музей Виктории и Альберта, Лондон

В начале 1860-х годов Моррис занимался строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью и вехой в истории дизайна. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.


Красный дом

Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.



Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс".



Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. Все 53 книги, выпущенные Моррисом тиражами 300-500 экземпляров, сейчас стали библиографической редкостью. Каждая из них была изготовлена на ручном типографском станке и только из бумаги ручной выделки. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).



Моррис являлся автором ряда книг собственного сочинения. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги "Келмскотт-пресс" возродили ремесло книгопечатания времен Гутенберга и Мануция, а также существенно повлияли на улучшение качества массовой книги. Его концепция книги как цельного художественного объекта в начале ХХ века легла в основу типографики и помогла существенно поднять качество массовой книги.




Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год




Страницы из Рубаи Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса


Фронтиспис книги Уильяма Морриса "Вести ниоткуда" (News from Nowhere) издательства Келмскотт-пресс, 1893

Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву - готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI-XIII веков. Но Моррис не занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался "скрестить" готику с натурализмом и считал, что природа - лучший источник вдохновения.


Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)

Моррис призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения.  Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их.


Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс.

"Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает", - говорил он.
Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне:


Орнамент 1875 года


Орнамент 1860 года


Орнамент 1864 года


Орнаменты 1864 года

В моду стиль Морриса вошел не сразу. В начале 1860-х годов его работы интересовали только друзей и коллег Морриса - дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов.


Архивный образец с изображением гранатов, лимонов и оливок. 1862 год. Этот узор лёг в основу знаменитых обоев Fruit


Современная интерпретация обоев Fruit

Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.


Витраж по эскизам Морриса, Король Артур и сэр Ланселот из серии Тристан и Изольда, 1862 год

Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, "Мир искусства", японское ремесленное движение "Мингей". Без преувеличения можно сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна.
"Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век".
Уильям Моррис, август 1895
Источники: Википедия, AD Magazine
Другие знаменитые издатели:
Альды, Эльзевиры, Дидо, Бодони, Вольф


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
С удовольствием прочитал и не мог оторваться. Спасибо за Морриса!)
Красный дом очень понравился. Зачатки модерна уже можно в нем заметить.

Выдающаяся личность, что отражает его портрет!

Романтикам во все времена труднее всего!

Спасибо за качественные иллюстрации!

Это точно! Как всегда...

Прерафаэлиты, крупнейшее движение, повлиявшее на современное искусство во всей возможной полноте. Спасибо за знакомство с одним из его вождей.

Спасибо за Ваше внимание к моим публикациям!

самое красивое - это красный дом!!
Спасибо большое

Действительно, зарождение модерна!

Настоящий подвижник.

И в конце жизни его ждало разочарование...

у меня только одна маленькая есть книжка "Келмскотт-пресс" ... и без картинок :( ...
с орнаментами только. Но настоящая! ))

А ещё хорошая большая факсимилка Чосера. 8кг.

С чем Вас и поздравляю - вечные ценности!

Очень интересно, лицо одухотворенное, как и положено:) Спасибо !

Да, конечно, это был фанатик красоты!

Очень интересно, познавательно. Большое спасибо!

Многогранная личность, а заинтересовалась я им, как издателем.

Имя Морриса всегда в сердцах тех, кто занимается красотой и ремеслами. Спасибо за пост, а еще большее спасибо за фото витража в Красном доме.

Красота в чистом виде!

  • 1