galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Снова в Пустынки
galik_123


В этот раз наш путь лежал в особенное место - в Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в 10 км от Мстиславля, на месте бывшей деревни Пустынки, почти на границе с Россией. Мы уже были там 3 года тому назад, и сейчас узнав о грандиозных планах по его восстановлению и увидев идущие широким фронтом работы в центре Мстиславля, решили посмотреть, как обстоят дела в монастыре. Сентябрьский день был солнечным и теплым, белорусские пейзажи вдохновляющими - всё благоприятствовало нашей поездке.

1. Основание этого монастыря связано со святым источником, существующим здесь до сих пор. Согласно легенде, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. Исцеление князя сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, была обретена икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. В знак благодарности князь решил создать здесь иноческую обитель. Это было в 1380 году. По другой версии, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники.




2. Князь Лугвен (в крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда, был воспитан в православии, строил монастыри, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял православие. Согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей тоже приняли православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своём государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Симеон был женат на дочери благоверного князя Димитрия Донского, а два его родных брата, Андрей и Димитрий, вместе с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.




3. В течение нескольких веков поклониться обретённой иконе приходили в монастырь верующие всех конфессий. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.




4. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 году часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. С начала XVII века монастырь стал униатским (орден базилианцев).




5. Это бып период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными.




6. Только в начале XIX века был построен каменный Успенский собор.




7. В 1839 году монастырь был возвращён православным, и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался во второй половине XIX века.




8. Прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.




9. Новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была объединена в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.




10. Примерно в это же время была построена многоярусная шатровая колокольня высотой около 60 метров, ставшая доминантой монастырского комплекса.




11. Собору Успения Пресвятой Богородицы двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.




12. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.




13. В Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях.




14. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.




15. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, находились хозяйственные постройки. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается даже амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной. На рубеже XIX-XX столетий Пустынский монастырь достиг небывалого расцвета.




16. Пустынский монастырь на фото начала ХХ века и макет реконструкции.


Фото © Зьміцер Корх

17. После Октябрьской революции насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал, в настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.




18. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть. После войны монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу.




19. В послевоенные годы началось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен.




20. Ограду вокруг обители почти всю разворовали, а когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям.




21. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.




22. В 2003 году сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь.




23. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.




24. Рождество-Богородицкая церковь и сейчас стоит на месте существовавшей здесь деревянной церкви.




25. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку.




26.




27. Идёт реставрация Покровской церкви с братскими корпусами.




28. Также были отремонтированы хозяйские корпуса.




29. Появилась и современная легенда. Во время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя, удивительно похожий на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.




30. В августе 2005 года храм на источнике освятили, а в декабре в монастыре состоялся первый монашеский постриг. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.




31. Пустынки возрождаются как птица феникс из пепла. А мы возвращаемся в Россию, но обязательно вернёмся  в следующем году.



Весной три года тому назад мы снимали в Пустынках видео.




promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Место интересное и какое-то отстраненно-строгое! История его любопытная! Рассматривал колокольню и что-то мне в двух верхних ярусах, не то, чтобы не нравилось - привлекало внимание какой-то неестественностью - а оказывается верх колокольни был шатровым - это видно на макете! Надо же!

Колокольня была устремлена в небеса, а так она оказалась более приземлённой. Но, может быть, ещё восстановят в прежнем виде.

Вот и раскрылась интрига. Как хорошо жить во время сбора камней.

Это только одна интрига, осталась ещё другая...

колокольня эффектная, тоже обратил внимание, что с шатровым верхом еще лучше смотрелась бы

Хорошо, что возрождают монастырь. Доброе дело и нужное

Это всегда радует!

спасибо за интересный пост!

Благодарю за визит, Пауль!

Подождем, когда все восстановят)

По-моему, ещё долго ждать придётся, но следующим летом мы проконтролируем ситуацию)

Интересное место! Колокольня эффектно смотрится с дороги

Колокольня правда необычная - как карандашик. Но на старинной фотографии, конечно, эффектнее.

Раньше было шатровое завершение, смотрелось более органично!

Звонница шикарная. А подворье, наверное, было большим. По крайней мере, про больницы при монастырях я раньше не слышала.

Это был крупнейший монастырь в восточной Белоруссии!

Интересный рассказ, и снимки великолепные.
Колокольня поражает воображение - чистая, олёгкая, устремлённая в небо.

Этот монастырь даже в таком состоянии выглядит величественно.

Очень хочется надеяться, что и Успенский собор восстановят. Спасибо. Красивое место. И про Дмитрия Донского еще немного узнала (я живу на набережной Дмитрия Донского)

Работы продвигаются медленно, но уверенно! Следующим летом ещё съездим.

Спасибо за интересную прогулку!

Обязательно съездите в Беларусь, Вам понравится!

спасибо, очень интересное путешествие
не могли бы вы рассказать вот о чем: какие ближайшие к монастырю поселения в РФ? есть ли "живые" среди них или все заброшены?

Со стороны Монастырщины, что на границе с Пустынками, мы никогда не ездили. А если от Смоленска ехать, тоже будет близко, - поворот на Хиславичи (Россия, большой населённый пункт, очень даже живой!), потом граница, потом Мстиславль, а там 7 км до Пустынок. Мы же обычно ехали от Рославля, с другой стороны, до этого же поворота на Хиславичи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account