galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Дидо



Дидо - крупнейшая французская издательская фирма, выросшая в 1710 году из небольшого книжного магазина и процветающая больше двух веков. Во времена Бальзака это издательство считалось образцовым, а роскошные иллюстрации - непревзойдёнными по цене и качеству. В мире книжников семья Дидо прославила себя созданием типографской системы мер, существующей вот уже 200 лет. Россия и вся Европа по сей день пользуется именно этой системой. Унификация типографских мер позволила Дидо в XIX веке стать законодателем мод мировой полиграфии. Словолитня, изготовлявшая лучшие типографские шрифты для многих стран, приносила владельцам серьёзный доход. Даже типографии России в первой половине XIX века пользовались преимущественно дидотовскими шрифтами.



Многие поколения семьи Дидо на протяжении XVIII и XIX веков внесли значительный вклад в развитие печатного дела. В состав этой семьи входили представители самых разных профессий полиграфии: издатели, производители бумаги, печатники и словолитчики. Деятельность фирмы оказала большое влияние на становление шрифтового дизайна.
Франсуа Дидо (1689-1757) - французский книгопечатник, издатель, основал в 1713 году в Париже типографию и открыл книжный магазин À la Bible d’Or на парижской набережной des Grands-Augustins. Был другом Прево и печатал все его сочинения.



Франсуа-Амбруаз Дидо (1730-1803), его старший сын, унаследовал отцовскую типографию; изобрёл веленевую бумагу (высокосортную, чисто целлюлозную, желтоватого цвета) и издал, по указанию Людовика XVI, "Коллекцию французской классики" в трёх форматах. В 1775 году он создал первый вариант нового шрифта с утолщенными вертикальными и тончайшими горизонтальными линиями. Этот шрифт был окончательно выработан его сыном Фирменом Дидо. Около 1780 года усовершенствовал пунктовую типометрическую систему, изобретённую в 1737 году Пьером Симоном Фурнье (эта версия стала известна как "система Дидо") и ввёл её в обиход полиграфии. Дидо взял за основу королевскую стопу (фут) размером 32,48 см. По этому эталону дюйм (1⁄12 фута) равен 2,706 см, и отсюда пункт 1⁄72 дюйма равен 0,3759 мм. Система измерения шрифта Дидо получила распространение в континентальной Европе и России. Франсуа Амбруаз Дидо был человеком большого и разностороннего образования.


Baumé, Antoine Chymie expérimentale et raisonnée / par M. Baumé ; tome premier. - Paris: P. François Didot, 1773 4-4245


Baumé, Antoine Chymie expérimentale et raisonnée / par M. Baumé ; tome premier. - Paris: P. François Didot, 1773

Пьер Дидо (1732-1795), брат Франсуа-Амбруаза Дидо, был одновременно типограф, словолитчик, переплётчик и фабрикант бумаги. Пьер Дидо получил известность также изданиями классиков.


Pompeï/MAZOIS (François), GAU (M.) & BARRÉ (M.).-Les Ruines de Pompéi. Paris, Firmin Didot, 1824-1838. 4 volumes in-folio (564 x 410 mm), demi-basane glacée

Фирмен Дидо (1764-1836) - самый известный из семьи Дидо, возвестил приход нового этапа в истории типографики и сейчас признан в качестве одной из ключевых персон этого этапа. Шрифт абсолютно нового стиля был спроектирован Фирменом в 1784 году. Шрифты от фирмы Дидо использовались в России в качестве как кириллических, так и латинских. По всей видимости, кириллический набор знаков этого шрифта был произведён Фирменом как дополнительный к латинскому. Это дало ему возможность достигнуть как технического, так и художественного совершенства.
Фирмен Дидо впервые в типографской практике ввел стереотипирование, что позволило удешевить производство книг и снизить их продажную цену. Страницы книг печатались с цельных металлических пластин, а не посредством множества отдельных литер. Фирмен Дидо создал также усовершенствованный металлический печатный станок. В конце XVIII - начале XIX веков Дидо предпринял иллюстрированное издание лучших классических произведений мировой литературы. На протяжении 1798-1805 годов были выпушены сочинения Горация, Вергилия и Расина в оформлении Давида и его учеников Жерара и Жироде. Сочинения Расина, вышедшие в 1801-1805 годах в трех томах в очень большом формате, современники признавали лучшей книгой из всех книг, вышедших в то время.



Альфред Дидо-Фирмен (1828-1913), сын Фирмена Дидо, имел типографское заведение в Мениле с 25 машинами, при 400 рабочих, хромолитографию в Париже с 5 машинами, и бумажную фабрику в Созель-Муссель, на которой трудилось 500 рабочих.
В 1847 году во Франции было создано "Общество издателей и книготорговцев" во главе с Дидо. В "Обществе" были представлены все профессии книжного дела, связанные с изданием и распространением книг различной тематики. Общество регулировало взаимоотношения между издателями, типографами, владельцами бумажных фабрик, книготорговцами. В его обязанности входила защита авторских прав и судебный арбитраж по специальным вопросам книжной торговли и книгопечатания.

Альды
Эльзевиры

Tags: Вечные ценности, Франция, издательства, история искусства, книги, культура
Subscribe
promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments