galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Король и художник. Язык цветов
galik_123

Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом, после 1633 г. Холст, масло. Частная коллекция

У Антониса ван Дейка (1599-1641), знаменитого фламандского живописца, есть удивительный автопортрет с большим подсолнухом. И чтобы понять, почему художник изобразил себя с этим цветком, надо, оказывается, знать символику цветов. Дело в том, что символизм подсолнуха связан с солнцем. Его золотистый цвет, лепестки-лучи и способность поворачивать соцветие к солнцу сделали его символом солнца и судьбы (творца, монарха), а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца - свидетельство преданности художника своему покровителю, английскому королю Карлу I (1600-1649).

Родиной подсолнуха является Америка. Одомашнивание подсолнуха производилось в древности индейцами. По данным археологии, в остатках древних стоянок индейцев найдены глиняные сосуды, заполненные семенами подсолнечника, давность которых определена в 2000-3000 лет. Впервые семена подсолнуха были привезены в Европу возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику испанцами и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. В христианстве подсолнух считается знаком любви Господа, и знаком религиозной души (символ молитвы и монашеского послушания). В Китае подсолнух - цветок магический, символ долголетия. Кроме всего прочего, подсолнух широко распространенный символ знатности.



В 1632 по приглашению короля Карла I, которого Рубенс называл "величайшим любителем живописи из всех государей мира", Ван Дейк отправился в Англию. Там он получил должность главного живописца короля, дворянский титул и золотую цепь. Считается, что Карл впервые услышал о Ван Дейке от своей супруги, королевы Генриетты Марии. А она, в свою очередь, узнала о нём от матери - королевы Франции Марии Медичи. Но нельзя исключать, что именно Рубенс порекомендовал британскому монарху своего лучшего ученика.
Король и королева Англии постоянно заказывали фламандцу свои портреты. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 - конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей - все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
Хорошо известен "тройной портрет короля", на котором король показан в трех ракурсах. Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда, как отмечали современники, король находился в полном расцвете сил. Он был очень хорошо сложен, обладал располагающей внешностью. Портрет предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I. Папский престол задумал поднести мраморный бюст Карла I королеве Генриетте Марии с надеждой вернуть Англию в лоно католической церкви.
Ван Дейк отлично понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, и работал над ним с особой тщательностью. Тройной портрет Карла I сделан по пояс и изображает короля в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. На короле три камзола разного цвета и разные кружевные воротники. Слева король придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, справа - придерживает правой рукой плащ. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.


Карл I в трех ракурсах, 1636 г. Холст, масло. Виндзорский замок, Национальная картинная галерея , Англия

Портрет понравился королю, и в своем письме к Бернини Карл I выразил надежду, что скульптор "изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано". Получив картину, ваятель сделал бюст Карла I летом 1636 года, а уже весной следующего года кардинал Барберини позаботился об отправке произведения в Англию. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят. Восхищенная королева наградила Барберини крупным бриллиантом .


Копия бюста Карла I

К сожалению, этот бюст оказался в числе сокровищ, погибших при пожаре Уайтхолла в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.




promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Интересная история!

И автопортрет необычный)

Портрет Карла в трех ракурсах еще необычнее)))

О-оо, я много знаю о подсолнухах, об этих цветках бога Солнца.. Еще жрицы инков носили на груди этот золотой символ. А уж как художники его любят до сих пор☺

Это да, картин с подсолнухами очень много!

Интересно, а с подсолнухом его автопортрета я, что-то, не припомню... Странно...
Тройной портрет живой и естественный. Как художественная фотография.

Ну, он же из частной коллекции, поэтому и не помните.

Любопытная история. Спасибо.

Не согласна! Это очень известный автопортрет мастера) У моего одного френда даже аватарка такая.

Конечно, любители и знатокм живописи знают оба этих портрета! Но всё-таки оба необычные, а не неизвестные.

Автопортрет с подсолнухом очень хорош! Тройной портрет - замечательная идея! полное представление о натуре получается, такое 3D! но немного странновато - будто встретились три близнеца)

Идею тройного портрета Ван Дейк позаимствовал у Лоренцо Лотто.

http://www.artribune.com/wp-content/uploads/2011/04/Tiplice-ritratto-di-orefice-480x301.jpg


Занятно). Точно позаимствовал или они просто параллельно мыслили? )

Эта идея была в то время довольно популярна. Существует ещё и «Тройной портрет кардинала Ришельё», 1637, Национальная Галерея, Лондон

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Kardinaal_de_Richelieu.jpg/375px-Kardinaal_de_Richelieu.jpg

Художник Филипп де Шампань.

Да, это известный.

Ван Дейк не отрицал, что позаимствовал идею у Лоренцо Лотто.

Спасибо, интересно!

У короля в ухе серьга? Как интересно... Это тоже символ или дань моде?

Ведь серьги появились как мужское украшение. Приблизительно до XVII века серьги носили и мужчины, и женщины.

Серьезно? Не знала. Спасибо!

Интересная история!

И правда, интересно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account