galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Categories:

Музей скульптора Конёнкова в Смоленске



Пожалуй, это один из самых красивых особняков Смоленска. Нарядный домик в центре города скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков присмотрел и выбрал для своего музея сам. Выбор города тоже не был случайным, поскольку именно здесь на Смоленщине в деревне Караковичи (ныне Рославльского района Смоленской области) родился будущий великий скульптор (Где рождаются гении). Идея такого музея появилась в 1969 году, когда Конёнков посетил Смоленск и стал его почётным гражданином.
Конёнков прожил без малого сто лет, и в его судьбе были удивительные повороты. Знаменитым ваятелем и академиком он стал еще до революции, и уже в то время его называли "русским Роденом". В 1920-х годах он вместе с супругой оказался в Америке и остался там на последующие двадцать два года. Однако с советской властью скульптор не испортил отношений, наоборот, склонный к мистике Конёнков посылал удивительные письма Сталину, предсказывая грядущий апокалипсис. В 1945 году он вернулся на родину и на зафрахтованном советским правительством пароходе перевёз все американские работы в СССР. По возвращении Конёнков стал официальным классиком, народным художником и лауреатом. Статус дал ему возможность не только спокойно продолжить работу в привычном режиме, но и по своему желанию выбрать здание для своего музея в Смоленске.

1. Старинный одноэтажный особняк с мезонином до революции принадлежал семье смоленской ветви Энгельгардтов (о городском голове камер-юнкере Александре Платоновиче Энгельгардте рассказывала). Особняк постройки конца XIX века на улице Маяковского является памятником архитектуры в стиле эклектики второй половины XIX века. Архитектурно-декоративная композиция главного фасада совмещает элементы рококо и декоративные формы древнерусского зодчества. К левому крылу здания примыкают проездные ворота с двускатным завершением. Здание такое же причудливое, как творения скульптора, соединяет неорусский стиль и рококо с легкомысленными женскими бюстами, раковинами и вазонами на фасаде. Музей находится совсем рядом со Смоленской художественной галереей.




2. Уличный фасад асимметричный. Справа к центральной части примыкает объем с главным входом, вестибюлем и лестницей. На боковых частях фасада - лепные завершения наличников, подоконные ниши, аркатурный пояс под венчающим карнизом. Остальные фасады гладкие, с узким ступенчатым карнизом.




3.




4. Второй этаж украшают ажурные решетки балкончиков, раковины на пилястрах и в фигурном аттике.




5. Над карнизами красуются тумбы с вазонами.




6. Первый этаж оформлен затейливыми завершениями наличников с женскими бюстами.




7. Вот такие жизнерадостные женские образы пленили скульптора Конёнкова...




8. Сергей Тимофеевич Конёнков трепетно относился к своим творениям, переживал за их судьбу. Он хотел, чтобы на его родине работал музей его скульптуры. По желанию скульптора 41 произведение из его московской мастерской перевезли в Смоленск. Это были портреты и фигуры знаменитых писателей, художников, сказочные работы. Скульптор планировал, как и где они разместятся, но в 1971 году умер.




9. Музей скульптуры С.Т. Коненкова открылся в мае 1973 года. Сейчас собрание музея насчитывает около 100 работ и представляет все периоды его творчества: ранний московский (1895-1923), американский (1924-1945) и поздний московский (1946-1971).



Об интереснейшей коллекции музея далее...

Tags: Конёнков, Смоленск, искусство, музей, скульптура
Subscribe
Buy for 50 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments