galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Москва в русской живописи и поэзии
galik_123
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...



Б.Ф. Рыбченков.Театральная площадь, 1936. Холст, масло

На рубеже XIX-XX веков в русской архитектуре промелькнул стиль модерн. Однако когда новые здания появились на улицах Москвы, никакого особого ликования рождение нового стиля, по-видимому, не вызвало. После долгих поисков, обнаружилось, что русские художники начала XX века не очень-то стремились изображать сооружения с признаками нового стиля. Только к концу XX века модерн обрел статус общественно признанного большого стиля в архитектуре, и вообще, в искусстве

Последний поэт Серебряного века Валерий Яковлевич Брюсов одним из первых русских поэтов обратился к городской теме. Вся жизнь Брюсова неразрывно связана с Москвой. В переулках между Цветным бульваром и Сретенкой прошли детские и юношеские годы жизни будущего поэта. Все пятьдесят с небольшим лет поэт прожил в Москве.
В редакцию "Весов", которая располагалась в здании гостиницы "Метрополь" на Театральной площади, поэт приходил обычно пешком. На вопрос, почему он не нанимает извозчика, Валерий Яковлевич неизменно отвечал: "Такая прогулка по оживленным московским улицам мне необходима. Когда я иду в редакцию, почти всегда сочиняю стихи".
Брюсов помнил Москву начала 80-х годов ХIХ века, знал город времени мировой войны и жил в нём после революции. Москва, меняющая свой облик, и каждый раз вызывающая тихую грусть у тех, кто еще помнит, как выглядели старые московские улочки и дома, описана в стихотворении 1909 года "Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…"

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...
                                    Валерий Брюсов,1909 год

Несколько слов о художнике, на картине которого видим Метрополь, но уже 40-х годов XX века. Борис Фёдорович Рыбченков (1899-1994)  - живописей, график. Автор пейзажей, тематических полотен, иллюстраций. Учился в Киевском художественном училище (1915-1918), Академии художеств в Петрограде (1920) у Н.И. Альтмана, во Вхутемасе в Москве (1921-1925) у Л.С. Поповой, А.Д. Древина, А.В. Шевченко. Был членом художников РОСТ (1928-1929) и группы 13 (1923-1932). Заслуженный художник Российской Федерации. Много путешествовал по Советскому Союзу, работал в Узбекистане. Основной темой творчества является городской пейзаж. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Картина очень интересная,если увидеть ее в оригинале,похоже долго от себя не отпустит
А стихи пророческие)))

Стихи такие сильные, что я долго не могла к ним подобрать живопись...

А я бы поискал современную,с небоскребами,вполне подошло бы))))

Мне хотелось найти здание в стиле модерн того же периода, что и стихи...

Это и правда не просто

Значит пройдет немного лет и современные здания тоже будут считаться памятниками архитектуры!

По крайней мере, в советский период художники много рисовали новостройки. Наверное, они им нравились, а вот модерна на полотнах современников я что-то не нашла))

Я не понимаю такое искусство(

Чистой воды - импрессионизм!

Замечательная картина...

Замечательный художник!

Судя по стихотворению Брюсова, меняющийся облик Москвы вызывал у него тихую грусть. Время идет, и старую Москву ломали и ломают непрерывно, и я тоже с сожалением вспоминаю старые улочки и дома нашего города..
Картина мне понравилась. Спасибо!

А меня заинтересовало отношение современников к модерну... Сейчас ведь очевидно, что эти здания украшают город)

Хорошая какая работа, просто импрессионизм московский)

У этого художника есть просто замечательные пейзажи. Я думаю, что ещё не очень хорошо известна живопись этого периода...

Известны официальные совхудожники и нонконформисты, а это нечто промежуточное, мало исследованное.

Рыбченков прошел через весь энтузиазм утонченного формализма, погружался во все тонкости искусства, столь дорогие «парижской школе»... это, бесспорно, врожденный колорист; его кисть любит нюансы, варьирующиеся до бесконечности. Он не резок, но точен. Его талант неоспорим, и эмоция для него, даже если она с неудачами, все же более благотворна, чем неподвижность, окоившаяся на его прежних успехах. А.М. Эфрос
лучше не скажешь,спасибо за очередную прекрасную статью.

Благодарю за столь уместную и просто необходимую здесь цитату!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account