galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Москва в русской живописи и поэзии
galik_123

Андре Дюран (1807-1867). Императорский дворец Павла I: Терраса Кремля, 1 января 1839 года. Альбом видов "Живописные и археологические путешествия в Россию"

В одном из залов Метрополя висит гравюра, датированная 1839 годом (на заглавном фото), а надпись на гравюре гласит, что это императорский дворец Павла I. Но ведь дворец Павла I в Кремле не был построен. Были только проекты постройки этого дворца.
7 апреля 1797 года, через два дня после того как Павел I был коронован в Успенском соборе Московского Кремля, последовал именной указ: "Для ежегодных наших в Москве пребываний повелеваем отделать Кремлевский наш дворец нашему гофмейстеру князю Гагарину и статскому действительному советнику Львову". Архитектор Н.А. Львов в ответ на это предложил три варианта переустройства дворца, один из которых император утвердил 7 октября 1797 года. Перед составлением проекта для императора был подготовлен альбом "Опыт о русских древностях в Москве..." c акварелями Дж. Кваренги с текстом Львова. Альбом имел подзаголовок "Великолепные остатки древней Москвы и окрестностей ея...".


Дж. Кваренги. Теремной дворец и собор Спаса на Бору в Московском Кремле.

К сожалению, Кремлевский проект Н.А. Львова не был реализован. Работы по дворцу продолжались до 1798 года. Так закончилась история Кремлевского проекта дворца Павла I. В интернете нашла другую подпись под этой же гравюрой:


Андре Дюран. Площадка перед Зимним дворцом и церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору? 1839

С церковью всё более-менее понятно. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, самый первый московский храм, была основана на Бору в XII веке. Тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Эта церковь была выстроена деревянной.
Во время археологических работ в XIX веке при разборке церкви были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Со временем первая московская церковь оказалась рядом с Боровицкой башней Кремля, и в апреле 1658 года благочестивый царь Алексей Михайлович повелел переименовать башню по храму в Предтеченскую. Новое название не прижилось, даже в официальных документах башню продолжали называть Боровицкой.
Деревянная Предтеченская церковь стояла до 1461 года. Великий князь Василий II Темный приказал построить ее каменной. Но и это здание церкви оказалось недолговечным, и было заменено после пожара 1493 года. Свой окончательный вид церковь обрела в 1509 году, когда придворный кремлевский архитектор итальянец Алевиз Фрязин выстроил новый каменный Предтеченский храм. Именно это сооружение дожило до XIX века и было снесено только при строительстве Большого Кремлевского Дворца в 1847 году по личному повелению императора Николая I. Сделано это было потому, что церковь, якобы, нарушала вид на величественный Императорский Дворец со стороны Замоскворечья и с Каменного моста. Император приказал перенести Предтеченский храм в Боровицкую башню, а его здание разобрать.
Есть ещё одна гравюра Андре Дюрана с видом на церковь Рождества Иоанна Предтечи с другой стороны:


Андре Дюран. Вид из Кремля на запад, 1839

Новый императорский (Зимний) дворец был построен в 1838-1850 годах на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII века дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер, П.А.Герасимов, Ф.Г.Солнцев под общим руководством К.А.Тона, родоначальника “византийско-русского стиля”. Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания были использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. На панораме Индейцева 1850 года опять видим церковь Иоанна Предтечи, снесённую в 1847 году? Осталась какая-то неясность...


Акварель Д. Индейцева. Боровицкая башня, Большой Кремлёвский дворец и церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. Издание фирмы Дациаро "Панорама Замоскворечья, 1850"

Как видите, перестройки и разрушения, велись в Москве, и даже в Кремле, с давних пор и продолжаются поныне... Такой город - Москва!

М.А. Дмитриев
               Грустная мысль

Если б куда от Москвы я судьбой был заброшен далёко,
В пышный ли город, где флаги чужих кораблей развевают,
В тихий ли даже приют, где густые зелёные рощи
Смолоду шумом своим наводили мне сладкую думу:
Всюду я стал бы грустить, и везде бы я был, как в чужбине!

Как Овидий в изгнанье о Риме грустил, стал и я бы
Всюду о северном Риме моём тосковать, как изгнанник;
Видя, что не с кем мне мысль разделить, я скажу, как Овидий:
"Варвар здесь я, не они; все они разумеют друг друга,
Я лишь один говорю языком для других непонятным!"

23 марта 1846 года

Поэт, критик, мемуарист Дмитриев Михаил Александрович (1796-1866) считал, что цель поэзии состоит "в облагораживании и возвышении духа идеями и формами изящного". Как славянофил, он сетовал на оскудение христианской любви, ослабление семейных связей, забвение обычаев и переимчивость иностранного...


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Удивительные гравюры. Собственно, почти наша Москва, но с добавлениями, которые могли бы жить, но их нету. Особенно вторая сверху. Не знаю, чего теперь устроят в Кремле, но всё это будет не то, что могло бы быть...
Как Вы любите Москву!

Как оказывается, Москва всегда была постоянно изменяющимся городом. Хорошо, хоть какие-то свидетельства остались!

Боюсь, нынешние изменения необратимы. Оленевод перекраивает город под свой "идеал", а что он не перекроит, то скоро распродадут. Но я верю, что не успеют.

Поживём-увидим...

Красивый комплекс! Мне всегда казалось, что фасады Большого Кремлёвского дворца немного монотонны, но тем не менее здание прекрасно. Радует, что ранее перестроенные залы дворца в 90-е годы были восстановлены.
Спасибо, Галочка, очень интересно! С удовольствием прочитала!

Благодарю за Ваше постоянное внимание!

Очень интересная гравюра.
Самые большие изменения в Кремле планировала Екатерина,ее план постройки дворца,с помощью неутомимого Казакова, полностью уничтожил бы весь комплекс,даже начали разборку стены,но нехватка денег заставила проект свернуть,стена была восстановлена

В общем, издавна идёт постоянная перестройка))

Оно и понятно,город все время развивается:)

Хотя картинки и старые, а места всё равно узнаваемые!

Хорошо, что хоть узнать можно))

Полагаю, панорама Индейцева издана в 1850, но создавалась до 1848, когда храм был снесён.
Судя по тому, с какой ошибкой даны объёмы новой Оружейной палаты и Большого дворца (в действительности они расположены относительно друг друга иначе, и так тень падать категорически не может), художник не видел их готовыми. Это не новость: ХХС тоже рисовали готовым, хотя ему ещё стоять и стоять в лесах было.

По-видимому, и первая гравюра - воображаемый вид...

Не соображу, а почему первая - тоже воображаемая?
Кстати, всегда думал, что дворец в оформлении Львова таки был осуществлён.
Вот начало 1800-х, картина мастерской Алексеева:

Вот более известная, его же круга, даже с пояснительной подписью:

У меня что-то нет ясности по этому вопросу. Я читала, что замысел Львова не был реализован в статье сотрудника московского Кремля ВАЛЯВИНА Д. К. Императорский дворец в Московском Кремле перед наполеоновским нашествием. Нереализованный замысел архитектора Н. А. Львова
http://cyberleninka.ru/article/n/imperatorskiy-dvorets-v-moskovskom-kremle-pered-napoleonovskim-nashestviem-nerealizovannyy-zamysel-arhitektora-n-a-lvova

Дело, видимо, в том, что замысел Львова был намного шире.
А перестроили только существовавший объём дворца, вот этот, доставшийся Львову в барочной обработке Растрелли:

Над галереей на картинах мастерской Алексеева вроде два этажа, а на первой гравюре Дюрана - три.

Всё в порядке: этот этаж надстроен Стасовым в 1823.

Ну, тогда ладно! Вы меня успокоили, и немного прояснилась ситуация))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account