galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Метрополь в деталях
galik_123


Знаете, сколько майоликовых панно украшают фасады гостиницы "Метрополь"?
Я насчитала восемь крупных, одно из которых самое большое и самое знаменитое - врубелевская “Принцесса Грёза”, и 14 малых, всего 22! Кто больше?
Рассмотреть их, проходя мимо, - не так-то просто. Предлагаю сделать это с помощью фоторепортажа.

1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.



У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября – начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры в их первоначальном виде.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.




3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.




4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.




5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно:  "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".




6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана  в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.




7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.




8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.




9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.




10.




11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".




12.




13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".




14.




15.




16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".




17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".




18.




19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.




20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".




21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.




22.




23.




24. Рядом  с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.




25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.




26.




27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.




28.




29.




30.




31.




32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".




33.




34.




35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".



Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Огромное спасибо! Действительно, снизу, с улицы, панно рассмотреть невозможно. Про некоторые сюжеты я даже и не знала.

Очень приятно!

Я обычно у студентов спрашиваю: на каком известном здании в самом сердце Москвы изображен средневековый трувер Джоуфре (Жофре) Рюдель? Редко кто знает. Но интерес к средневековью это несколько подогревает.

Спасибо, ведь действительно рассмотреть как следует сложно. А здание - шедевр!

спасибо!большое спасибо!

Ох, уж этот модерн!

Вы знаете, я живу в Москве уже больше 70-ти лет, и около Метрополя я проходил за эти годы не сотни - а тысячи раз. И знаю о существовании только «Принцессы Грезы», да и то потому, что когда-то прочитал об этом в книге о Москве....
О чем это говорит? Да о том, что проект крайне неудачный, если главные «картины» его размещены на такой высоте, что увидеть их невозможно. Эти шедевры пропадают и «никто не узнает где....» они находятся. И Ваш репортаж, как всегда замечательный, еще раз это подтверждает. Увы, увы – с масштабом наши спецы эпохи эклектики и модерна явно напутали, просчитались.....((
Свой комментарий о модерне сопровождаю «юзерпиком», иллюстрирующим тоже времена модерна :))

Re: Ох, уж этот модерн!

Мне кажется, что раньше свободное пространство вокруг этого здания давало больше возможностей увидеть все эти "украшательства". Теперь же не хватает простора, чтобы взглянуть наверх:-)

Re: Ох, уж этот модерн!

Бинокль нужен, но не театральный, а настоящий морской - https://old.maps.yandex.ru/-/CVw26EN3

Спасибо, не легко его снимать. :-)
Давно мечтаю, кстати на интерьеры посмотреть....

Надеюсь в ближайшее время увидеть интерьеры и сделать репортаж.

Какие-то таджики занимались реставрацией. Найдите 10 отличий :)


Реставрацию Метрополя проводил финский концерн YIT со 100-летним опытом работы в Европе. По-моему, не совсем корректно сравнивать живописное полотно и майолику - они, конечно, будут различаться.

Ну тут невооружённым взглядом сдвиг плиток виден (например смотрите на меч человека поправляющего паруса), некоторые плиточки вообще не на своих местах.

Действительно, при детальном рассмотрении заметно, что на некоторых панно перепутаны плитки. По-видимому, при переборке.

Спасибо за столько познавательный пост, я так его еще не видел, а историю только у вас прочел.

Благодаря ЖЖ можно узнать много нового:) И это хорошо!

Красивый отель.И расположен удачно.

Согласна - просто шикарный!

Давно хотел поснимать эти панно, теперь с вашим материалом заново с воодушевлением инициировался...)

Я насчитала 22 панно, а где-то прочитала, что их 23! Вот Вы и проверите))

Спасибо, проверю...)

Буду ждать, записала Вас в друзья, чтобы не пропустить!

Спасибо! Я тоже Вас записал в друзья...)

Проверил, - 23 панно. 23-е - дальнее с южной стороны, обычно оно не бросается в глаза - очевидно оно и называется "Полдень": https://fotki.yandex.ru/next/users/h0909/album/458610/view/1486058

Вы победили, до сих пор никто этого не сообщил!

Спасибо! Как и обещал теперь и, именно с вашей подачи, опубликую свой пост о Метрополе)

Мне очень интересно будет посмотреть!

Нашел еще два, хоть не больших, но тоже панно под окнами - с черными кошками и белыми медведями) https://fotki.yandex.ru/next/users/h0909/album/458610/view/1486061
Таким образом их - 25! Без изображений на ленте с девизами)
И еще - шесть свободных мест в аттиках под размещение панно - на южной стороне здания.

Вот это да! Здорово - это рекорд!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account