?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
2016 - год Босха
galik_123
Новость из мира искусства


Иероним Босх. Четыре видения будущей жизни. 1480-е, Палаццо Гримани, Венеция

В следующем году исполняется 500 лет со дня смерти голландского художника Иеронима Босха, и поэтому в европейских музеях весь 2016 год пройдёт под знаком этого события. В Голландии ожидается ряд крупных выставок, посвящённых Босху. Готовятся к этой дате и в голландском городе Хертогенбосе. Там родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом Иероним Босх. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха - Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. Его потомки со временем стали потомственными купцами, ремесленниками и художниками города Хертогенбоса. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Деду Иеронима Босха - художнику Яну ван Акену, приписывается сохранившаяся до наших дней роспись в церкви святого Иоанна, изображающая распятие Христа. Точная дата рождения Босха неизвестна. Мать его была дочерью портного. Предполагают, он родился около 1450 года, а начало его творчества относят к середине 70-х годов XV века. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.



В честь знаменательной даты в Европе пройдут крупнейшие выставки работ художника и современных мастеров самых разнообразных видов искусства, вдохновленных неразгаданными символами и тайнами великого Иеронима.

Выставка "Видения гения", Хертогенбос, 13 февраля - 8 мая 2016
Выставка станет главным событием в мероприятиях родного города художника. 20 картин и 19 рисунков - такое огромное количество работ Босха еще никогда не было представлено в городе, где родился и жил художник. В проекте примут участие крупнейшие мировые музеи: Лувр, Метрополитен, Прадо, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса - ван Бенингена в Роттердаме.
Важной частью выставки станет презентация результатов шестилетних исследований международного проекта "Босх - исследование и сохранение", в ходе которых были тщательнейшим образом изучены и отреставрированы многие работы художника. Зрители увидят три отреставрированных триптиха Босха из музейных собраний Венеции: "Триптих Святой Ункумберы", "Триптих Святых отшельников" и серию "Четыре видения будущей жизни",представляющую в четырёх картинах наказание и вознаграждение после смерти.



Иероним Босх. Распятая мученица,1500-1503. Доска, масло. Дворец дожей, Венеция

На триптихе "Святые отшельники", который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы. В центральной части святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нём прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане.
На левой створке святой Антоний противостоит натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Святой Антоний - один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На правой створке изображён святой Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, он молится пред алтарём. Торчащая из его груди стрела - традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив её от стрел охотников собственной грудью.


Иероним Босх. Святые отшельники, 1505. Дерево, масло. Дворец дожей, Венеция

"Босх. Выставка столетия", Прадо, 31 мая - 11 сентября 2016
В Мадридский музей Прадо, где хранится наиболее полное собрание произведений художника, будет представлено рекордное для Босха число работ на одной выставке - почти 50 произведений. Музеи со всего мира представят свои шедевры. В Прадо считают большой удачей представить на выставке триптих "Искушение Святого Антония" из Музея древнего искусства в Лиссабоне.
Триптих "Искушение святого Антония" - одна из лучших работ зрелого Босха. На всех трех створках раскрытого алтаря изображены демоны, выпущенные на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на "Рай" и "Ад" - композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров. Они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом - сотворением Зла в этом мире, который весь - искушение.


Иероним Босх. Искушение Святого Антония, 1505−1506. Национальный Музей древнего искусства, Лиссабон

"Сад земных наслаждений" из собрания музея - самый известный триптих Иеронима Босха посвящен греху сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что триптих мог прославлять телесные наслаждения. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500-1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид

Команда исследовательского проекта, в ходе подготовки к мемориальным торжествам, обнаружила факты свидетельствующие о том, что две важнейшие работы живописца - "Несение креста" и "Семь смертных грехов", могли быть написаны подражателями. Эти сенсационные выводы были сделаны в результате нескольких лет кропотливых исследований творчества Босха. Учёные изучали шедевры сверхсовременными методами, например с помощью рефлектограммы в инфракрасном свете и цифровой макросъёмки со сверхвысоким разрешением.
Картина "Несение креста" в настоящее время принадлежит Музею изящных искусств в бельгийском городе Генте, а "Семь смертных грехов" - музею Прадо в Мадриде. Обе картины уже давно рассматриваются как архетипы творчества Иеронима Босха, который прославился уникальной манерой "визуализации" потусторонних обитателей (ангелов, святых, дьявольских монстров) и ужасов, основанных на библейских источниках. Директор Музея изящных искусств в Генте считает, что если "Несение креста" не принадлежит кисти Босха, то её написал гений ещё более великий, чем Босх.


Иероним Босх. Несение креста, 1490-1500.  Доска, масло. Музей изящных искусств, Гент

Картина "Семь смертных грехов"  для европейского искусства XV века является одним из первых примеров жанровой живописи, поэтому Босха считали основоположником этого жанра. Однако во всех сценах земной жизни уже присутствуют непонятные сейчас элементы символики.
Из центра большого круга смотрит всевидящее Око Бога, а вокруг него - грехи людские: гнев, гордыня, похоть, леность, скупость, мздоимство и зависть. Все грехи художник трактует как жанровые сценки. По сторонам этой большой композиции - изображения  смерти, страшного суда, рая и ада.


Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. 1475-1480. Доска, масло. Прадо, Мадрид


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Несколько мрачноват он на мой вкус!

И даже не несколько, как-то созвучен современной обстановке(

Спасибо за пост, у нас в Роттердаме сейчас выставка Босха, надо сходить, пока картины в Хертогенбос не отвезли.

Конечно, если есть такая возможность, надо идти, а то на год увезут...

Да, тем более, что там какой-то скандал вокруг этой выставки разгорелся. То ли не те картины выставили, какие заявили, то ли еще что-то...

Интересно, если будете знать, сообщите.

Превосходная новость, Босх для меня особенный художник, именно с него началось мое знакомство с мировой живописью. В застойное время в магазине "Дружба" на улице Горького выпустили в продажу огромный фолиант Босха изданный в ГДР. Живопись Босха разительно отличалось от всего, что я видел прежде. Если учитывать, что мое знакомство с живописью основывалось в основном на картинках передвижников из "Родной Речи", то нетрудно понять, какое это было откровение увидеть фантастический мир художника, образы Рая и Ада, взятые то ли из далекого прошлого, то ли из отдаленного будущего.

Спасибо за прекрасную публикацию.

P.S. Картину "Несение креста" я видел в Генте и абсолютно согласен со словами директора музея, "Если "Несение креста" не принадлежит кисти Босха, то её написал гений ещё более великий, чем Босх".

К сожалению, в российских музеях нет Босха. Правда, в Эрмитаже есть картина "Ад" неизвестного автора мастерской Иеронима Босха. А альбомы Босха издавались и ранее.

Меня всегда удивляло,как Босху удавалось жить с этими персонажами в голове?Взглянув на иллюстрации (оригиналов не видела),я невольно старалась скорее отвести взгляд от этих ужасных,ужасных личностей,существ,а художник-то продумывал,вырисовывал,совершенствовал свои картины...
Большое спасибо за рассказ!

Edited at 2015-11-26 12:50 pm (UTC)

В картинах Босха очень много непонятной символики, скрытого смысла и философии. Читала, что он обладал энциклопедическими знаниями. В общем, таинственная личность!

Над ехать! Это редкая удача - столько Босха увидеть за один раз!

А куда ехать, в Прадо или в Хертогенбос?

Edited at 2015-11-27 07:38 am (UTC)

Надо подумать. Посмотреть где этот самый Хертогенбос расположен, что там рядом, чтобы не только выставка. Я вообще считаю Прадо лучшим музеем Европы. Так что не грех еще раз там побывать. И фонд королевы Софии мечтаю посетить. Единственное - в Мадриде летом очень жарко, а выставка с мая по сентябрь...

Наверное, Голландия ближе от Вас?

Да, увидеть их вживую, это наверное потрясающее впечатление!А я читала недавно Паолу Волкову, она о нём замечательно написала. У нее разбор Корабля дураков и Сада наслаждений.

Паола Волкова потрясающе рассказывала о шедеврах живописи. Спасибо за напоминание, пересмотрю её фильмы.

А я наткнулась на её лекции для Сколково - получила огромное удовольствие! На youtube есть, называются "Беседы об искусстве с Паолой Волковой"
А потом скачала книги, что выложены в бесплатном доступе.

А как книги называются?

"Мост через бездну", так же как и передачи. Могу выслать вам на почту, если хотите, те, что я нашла в сети. Там две книги в формате fb2 и три книги в pdf.

Спасибо большое, уже нашла!

Приятного вам чтения! Мне первая книга прям очень очень понравилась, я так поняла, что только эту книгу Паола Дмитриевна успела написать. А остальные просто составлены по её материалам, лекциям и интервью. Потому что некоторые главы прям слово в слово написаны так, как она рассказывала на лекциях.

К своему невероятному удивлению и счастью побывала на этой выставке. Видела одну-две работы Босха (на привозимых выставках в Эрмитаже) ранее, но эта выставка поразила меня! Удивительный, мистический, загадочный, но очень талантливый Босх. Самое главное, что когда смотрела его работы в книгах или интернете всегда было ощущение неприятия этих образов и картины казались демоническими. Но в какое иное состояние я приходила, продвигаясь от работы к работе. Какое то трепетное гуманистическое отношение читается в них. Светлые, большие, яркие...тонкие, точные. потрясающе... Голландцы молодцы, очень грамотно сделан выставка и такой очаровательный городок, который весь украшен персонажами из "сад наслаждений". Теперь появилось желание ехать и в Прадо.

Это замечательно! Спасибо за сообщение - очень интересно, узнать впечатления очевидца)) Желаю Вам, чтобы сбылись планы насчёт Прадо!

так в Россию не привезут,как я поняла из обсуждений...

Не собирались привозить, к сожалению.

  • 1