?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Древнерусское искусство в Смоленской картинной галерее
galik_123


В Смоленской картинной галерее, кроме всех коллекций, о которых я уже рассказала, представлено достойное собрание древнерусского искусства. Собственно, экспозиция музея начинается как раз с этого раздела. Основу собрания древнерусской живописи составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Эта коллекция была сформирована Тенишевой на рубеже XIX-ХХ веков. Время создания наиболее ранних из представленных икон - XV век, самых поздних - начало XIХ века.




Икона существовала в России как единственная форма станковой живописи вплоть до XVIII века. Живописная культура всего христианского мира строилась на традициях византийской школы. Но именно на русской почве византийский канон претерпел такие изменения, которые отличают творения древнерусских мастеров.




На Руси существовало несколько иконописных школ со своими особенностями колорита, построением композиции, излюбленными сюжетами, несмотря на то, что главным было соблюдение канона. В смоленской коллекции представлены иконы псковской, новгородской, московской школ, северные письма.




Новгородские иконы XVI века "Архангел Михаил" и "Архангел Гавриил" (на фото справа), входившие в иконостас, характеризуются простотой композиции, праздничностью колорита, лаконичностью и выразительностью силуэтов.


Архангел Михаил (слева) и архангел Гавриил (справа), XVI век, поновление XIX века. Дерево , темпера





Кроме икон, есть в коллекции древнерусского искусства и деревянная скульптура.




Ряд представленных икон относятся к "северному письму". Этот термин объединяет своеобразное по стилю искусство иконописи различных художественных центров и областей Севера. Так, Обонежье представляет редкая икона "Огненное восхождение пророка Илии", сюжет которой навеян библейскими текстами о ветхозаветном пророке Илье.


Огненное восхождение пророка Илии, конец XVI века - начало XVII века, северные письма. Дерево , темпера

Особенным цветовым строем отличается икона XVI века "Покров Богоматери" - образец древнерусской живописи Вологды. Такой сюжет известен только на Руси и появился еще в XIII веке. Богоматерь в окружении сонма святых простёрла свой плащ-мафорий над молящимися, беря их под свою защиту. Рожденное на византийской почве предание о заступничестве Богоматери воплотилось в зримый художественный образ.


Покров Богоматери, конец XVI века, северные письма, Вологда. Дерево , темпера



Святой Власий с житием , начало XVII века, новгородская школа. Дерево , паволока, темпера.

В числе уникальных экспонатов, ранее находившихся в коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой, - иконы "Дмитрий Солунский", "Георгий Победоносец" и "Никита Воин". Образы святых воинов считались покровителями князей и ратных людей, поэтому их изображения нашли широкое распространение в русской иконописи.


Дмитрий Солунский , XVII век. Дерево , темпера.

Среди подлинных шедевров древнерусского искусства псковской иконописной школы – икона XV века "Спас Нерукотворный". Образ Нерукотворного лика был очень распространенным и почитаемым на Руси с древних времен. В основу положено предание о том, что сам Спаситель послал убрус (полотенце) со своим чудесно запечатленным ликом эдесскому царю Авгарю, страдавшему неизлечимой болезнью и исцелившемуся после прикосновения к чудотворному образу. Спас изображен на убрусе, который держат два ангела. Иисус изображается смотрящим на зрителя. Его глаза светятся мудростью и любовью.


Спас Нерукотворный, XV век. Псковская школа (?). Дерево, темпера



Богоматерь Фёдоровская, 1703. Дерево, темпера

Сильно влияние народного искусства в иконе "Чудо о Флоре и Лавре". По мнению ряда исследователей, данная иконография – архангел Михаил вручает братьям Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы – бытовала только на Руси, особенно в этом регионе. В иконе нашли воплощение лучшие черты новгородского классического искусства – четкий рисунок, контрастные цвета, яркая праздничная палитра.


Чудо о Флоре и Лавре, XVI век, новгородская школа. Дерево , темпера.

Святыней Смоленска, своеобразным символом города является икона "Богоматерь Одигитрия Смоленская", датированная началом XVII века. Она представляет собой один из списков со знаменитой византийской иконы "Богоматерь Одигитрия". Древнее сказание о появлении этого списка на Руси говорит, что этой иконой Византийский император Константин благословил свою дочь Анну на брак с Черниговским князем Всеволодом. После того как икона досталась по наследству Владимиру Мономаху, он поставил ее в специально выстроенном в 1101 году Смоленском Успенском соборе. С тех пор святыню стали именовать Смоленской. Одигитрия в переводе с греческого означает "путеводительница". Она указывает путь духовного возрождения человека. Богоматерь изображена с Божественным Сыном на руках. В ее глазах и любовь, и страдание, и глубокое смирение перед неизбежностью грядущей судьбы Сына. Младенец держит в левой руке свиток, знак учения, а правой – благословляет.


Богоматерь Одигитрия Смоленская, начало XVII века. Дерево, темпера

Две иконы Смоленской картинной галереи исторически связаны со смоленской землей: "Богоматерь Одигитрия Смоленская" и "Святые Федор, Давид и Константин". На иконе "Святые Федор, Давид и Константин" изображен сын смоленского князя Ростислава Мстиславича II – князь смоленский и ярославский Федор Ростиславич со своими детьми. Православной церковью они почитаемы как чудотворцы.


Святые Фёдор, Давид и Константин, начало XVI века, московская школа. Дерево , темпера



Вход в Иерусалим , XVI век, поновление XIX века. Дерево , темпера



Симеон Столпник , конец XVI века - начало XVII века, новгородская школа. Дерево, темпера, серебро

Очень интересны резные иконы, представленные в галерее. Собрание резных икон также напрямую связано с коллекцией Марии Клавдиевны Тенишевой. Традиционно считается, что объемные изображения святых не характерны для русской культуры. На разных исторических этапах в православной резьбе видели то пережитки языческих верований, то католическое влияние. Несмотря на официальное неприятие, рельефные моленные иконы и церковные скульптуры продолжали изготовляться резчиками по всей России. В одних иконах изображение отличается статичностью, условностью и дополнено полихромной темперной росписью – "Богоматерь Семистрельная", "Зосима Соловецкий". Другие характеризует большой динамизм, обилие мелких деталей, тончайшая проработка ликов, складок одежды – "Воскресение. Сошествие во ад", "Сретенье Господне". Когда в конце XIX века была осознана художественная ценность русской иконы, вспыхнул интерес и к резной иконе. Без этих памятников, рожденных резцом и талантом, невозможно в полной мере осознать ценность древнерусского искусства.


Воскресение - Сошествие во ад, XVI век (?). Дерево, темпера, резьба



Сретение Господне, XVIII век. Дерево, резьба, слюда, металл, штамповка



София - премудрость Божья, XVIII век. Дерево, темпера, резьба



Богоматерь семистрельная, XVIII век. Дерево, темпера, резьба



Святой Николай Можайский, 2-я половина XVII века. Дерево, левкас, темпера, резьба



Давид-псалмопевец, XVIII век. Дерево, темпера, резьба



Преподобный Зосима, XVIII век. Дерево, темпера, резьба

Выдающийся русский религиозный философ отец Павел Флоренский писал о русской иконе: "Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый мир. Вражде и ненависти, царящим в этом мире, противопоставлялась любовь, царящая в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе".


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Чудеса творятся в Смоленске ))
Раньше вообще в музеях не разрешалось фотографировать. А Вам - пожалуйста!
И насколько я понимаю, фотографировали с треногой? Воистину чудеса!
Или Вы какое-то волшебное слово знаете? :)))

Мы просто заплатили за съёмку, и народу не было совсем. Можно было спокойно снимать, но только без вспышки, как обычно.

Спасибо:-) Как Раз Сегодня Смотрел Фильм Задорного Про Вещего Олега,он В Рассказе Затронул Смоленск.


Интересно, не видела этот фильм.

Он Вышел У Него Вчера. Это Его Второй Фильм,первый Был Про Рюрика. Есть На Ютубе,посмотрите:-)



Edited at 2015-11-05 07:37 pm (UTC)

Спасибо за наводку!

Удивительные! Спасибо!
На сколько я помню, деревянная скульптура в храмах была упразднена при ПетреI. Очень жаль, они очень интересные!

Запрещены были, действительно, при Петре, но вскоре запрет был снят. Правда, прежней популярности уже не имели, но всё-таки их резали и продолжают. У меня был пост о современных "иконах на рези" http://galik-123.livejournal.com/38452.html

Я помню этот пост у вас, про резные иконы. Но там же нет скульптур, таких как в этом посте "Давид-псалмопевец, XVIII век".
Видимо на каком-то этапе эти резные объёмные иконы стали альтернативой скульптуре.

Да, Давид, вообще, удивил! Очень на католические скульптуры похож.

Рад за Смоленский музей и его посетителей! Сколько здесь можно увидеть художественных ценностей, и всё превосходно сохранено!
Спасибо Вам за информацию!

Достойный музей с прекрасной коллекцией! И Вас благодарю за внимание))

Хотелось бы побывать в Смоленске, это родина моей мамы.

Мне Смоленск пришёлся по душе!

  • 1