?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Русский авангард в Смоленской галерее
galik_123
DSCF4243.jpg

По коридору второго этажа наконец направляемся в зал русского авангарда - с большим интересом и в ожидании новых открытий. И ожидания наши оправдались, как только мы вошли в этот зал и почувствовали, что картины этого скандального в своё время русского авангарда ещё и теперь обладают сильной энергетикой. Захваченные увиденным, отсняли почти все картины. Зал, в общем-то, небольшой, но мы всё ходили по кругу и никак не могли из него выбраться.

В начале ХХ века художественная жизнь в России решительно переменилась и на сцену вышел русский авангард. Искусство уже не рассматривалось как непосредственное отражение действительности. Русские художники объединялись в новые союзы "Голубая роза", "Бубновый валет" - уже одни названия, чего стоят. Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Василий Рождественский искали новые живописные приёмы. Все эти молодые в то время художники представлены в экспозиции Смоленской картинной галереи. Триумф русского авангарда был немыслим и без участия женщин-художников Любови Поповой и Наталии Гончаровой. И нам повезло, что работы этих художниц, часто представляющие русский авангард в мире, оказались на своём родном месте.

DSCF4266.jpg


Вот эта знаменитая картина Любови Поповой - настоящий живописный эксперимент. В ней художница раскладывает пространство и объекты на геометрические фигуры, чтобы они начали двигаться и вращаться и превращает статику - в динамику.

DSCF4247.jpg
Любовь Сергеевна Попова (1889-1924). Дама с гитарой, 1915

На стене напротив висят два пейзажа Смоленска не очень известного художника Чеслава Стефанского. В 1918-1922 годы Стефанский работал в Смоленске. В то время он участвовал в выставках вместе с Казимиром Малевичем, был одним из ведущих художников Смоленска, потом Ельни, в 1922 году переехал в Москву.

DSCF4255.jpg
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск. Фонари зажигаются


DSCF4270.jpg
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск.Сумерки

А на стене между этими работами экспонируются картины Лентулова, Рождественского, Цапенко и Грищенко.
.
DSCF4250.jpg


Дальше, по порядку - разноцветный радостный мир Аристарха Лентулова в "Городском пейзаже".

DSCF4257.jpg
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). Городской пейзаж, 1918

Рядом - пейзажи Рождественского.

DSCF4252-1.jpg
Василий Васильевич Рождественский (1884-1963). Азия. Женщина в парандже, 1926


DSCF4251.jpg
Слева - Василий Васильевич Рождественский. Зима, 1918-1920. Справа наверху - Борис Михайлович Цапенко (1863-1941). Автопортрет, 1930-е.  Внизу - Алексей Васильевич Грищенко (1883-1977). Крепость в Ассизи, 1913

В центре зала ...

DSCF4245.jpg



DSCF4246.jpg
Александр Васильевич Шипицин (1897-1943). На улице (два мопса), 1929


DSCF4246-1.jpg
Георгий Михайлович Шегаль (1889-1956). Автопортрет, 1920

Справа  на стене видна ещё одна картина, которой гордится Смоленская галерея - работа Натальи Гончаровой.

DSCF4254.jpg


Наталья Гончарова черпала вдохновение в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах. Особенностью ее живописи тоже был постоянный эксперимент.

DSCF4248.jpg
Наталья Сергеевна Гончарова (1883-1962). Натюрморт (свёртки и каменная баба),1910-1911

Другой ракурс... и видим картины Машкова и Куприна.

DSCF4258.jpg


Женский портрет - одна из программных работ Машкова досоветского периода. Машкову, набравшемуся жизненного опыта в лавках у торговцев,  эстетика вывесок и городского наивного искусства особенно близка.

DSCF4259.jpg
Машков Илья Иванович (1881-1944).  Женский портрет, 1912-1914


DSCF4259-1.jpg
Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Мост

Рядом с этими работами слева висит портрет кисти Петра Кончаловского, одного из основателей, а позднее и председателя "Бубнового валета". Справа на стенде - работы Булычёва и Козьмина.

DSCF4268.jpg



DSCF4267.jpg
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1954). Портрет адвоката Бориса Брауна


DSCF4263.jpg
Александр Павлович Булычёв (1894-1946). Магнолии, 1930


DSCF4262.jpg
Михаил Иванович Козьмин (1894-1950). Портрет жены художника,

Молодые мастера были склонны к эпатажу, так Роберт Фальк провоцирует публику уже одним названием своей картины. Он использует некоторые приемы "вывесочного" примитива. В лубочной манере написаны цветные мазанки провинциальной улицы, фигура человека, стадо свиней.

DSCF4261.jpg
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Пейзаж со свиньями, 1912

Картина "Мираж в степи" в числе произведений, знаменующих высший расцвет таланта Кузнецова. Художник будто случайно увидел все эти образы, фигуры, предметы. Они такие неясные, что, кажется, привиделись ему.

DSCF4260.jpg
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Мираж в степи, 1913

И в конце - два чудесных портрета, уже 30-х годов...

DSCF4264.jpg
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Портрет молодого мужчины, 1930


DSCF4273.jpg
Михаил Львович Гуревич (1904-1943). Портрет девушки, 1930-е


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Может быть я повторяюсь, но в Смоленском музее неплохая коллекция разных жанров живописи!

Я в каждом зале это же повторяла.

Очень интересная коллекция. Я не специалист, но мне кажется в музее все грамотно подобрано и выстроено.

Главное - чутьё и вкус, с чем Вас, Михаил, и поздравляю.

В каждом музее спешу в такой зал, если есть! И неизменно радует... Все-таки не с каждым художником (направлением) так) С удовольствием посмотрела:)

Спасибо! Совершенно с Вами согласна, авангард очень эмоционально воспринимается.

замечательная коллекция и вы прекрасно провели меня по залам!спасибо!

А Вам, Валентина, спасибо за внимание! Очень приятно, когда есть отклик.

Люблю живопись...хотя авангард непредсказуем,работы Натальи Гончаровой своеобразно мудры...

Edited at 2015-07-30 02:04 pm (UTC)

Зато авангардисты почти всегда имеют свой оригинальный стиль - очень разный. Но иногда картина - как головоломка.

Прекрасная коллекция, "Два мопса" просто прелесть. Я не очень люблю Кончаловского, но портрет адвоката очень хороший. Большинство картин вообще вижу впервые, долго же они ждали своего зрителя. Картина Поповой безусловно интересная, но явно подражательная. Булычев, Козьмин, было бы интересно на их другие картины посмотреть.

Много интересных работ увидела впервые в этой галерее.

  • 1