galik_123 (galik_123) wrote,
galik_123
galik_123

Category:

Скульптор Александр Колдер и его модель


Calder with Josephine Baker IV (c. 1928), 1929

Искусство прежде всего должно радовать и никогда не быть мрачным!
                                                                                                    А. Колдер. Из письма к матери

Александр Колдер и Жозефина Бейкер - две разные судьбы, два противоположных характера. Но оба стали революционерами в разных областях искусства XX века: Колдер - в скульптуре, а Бейкер - в танце. Они были дружны, что подтверждает Александр С. Ровер, президент Фонда Колдера, внук художника. Это удивительно, потому что по характеру они были полной противоположностью друг другу. И неудивительно, потому что оба выразили энергию движения XX века.
Танцовщица и певица Жозефина Бейкер была моделью скульптора на протяжении нескольких лет в тот период, когда он использовал такой нетрадиционный материал, как проволока, и создавал трехмерные рисунки в пространстве с помощью этой проволоки.

x-029.jpg
Жозефина Бейкер танцует чарльстон в Фоли-Бержер, Париж, 1926

Потомственный скульптор Александр Колдер (отец - скульптор, мать - художник-декоратор) получил инженерное образование в Америке и затем уехал в Париж в 20-е годы прошлого столетия, как это делали многие художники в то время. Здесь он довольно быстро влился в круг конструктивистов, познакомившись с Мондрианом, Ле Корбюзье, Миро, Кокто и Леже. Под их влиянием Колдер создал в 1927 году первую серию скульптур. В качестве материала он использовал проволоку, более всего соответствующую его привычке работать спонтанно и дающую ему графическую и пространственную свободу. Он признавался сестре Пегги: "Мои мысли я лучше всего выражаю, когда у меня в руках проволока".


Calder with Romulus and Remus, 1928

Эти работы изображали вполне конкретные портретные образы и были еще далеки от будущих абстракций. Серия работ этого периода посвящена Жозефине Бейкер. Интересно, что уже в самом начале Колдер закладывал в свои скульптуры возможности движения: отдельные элементы были созданы при помощи мягкой проволоки, что позволяло ему периодически менять всё произведение:

Z-2092.jpg

По воспоминаниям Александра Ровера, его дед был человеком очень серьёзным и временами даже суровым. Больше всего он не любил, когда кто-то прикасался к его работам в процессе их создания. Он работал каждый день, 7 дней в неделю и у него никогда не было ассистентов. И вообще, Колдер очень не любил говорить. Он считал, что есть критики и искусствоведы, которые все должны сказать за него. В отличие от своих коллег во Франции и Америке он никогда не был теоретиком искусства. И создавая абстрактные произведения, лишь для упрощения понимания давал им названия животных и предметов. Выставки Колдера не всегда однозначно принимались публикой и критикой, но всегда вызывали интерес. Публике нужно было время для того, чтобы принять его радикальные формы высказывания, которые предлагал Колдер. Через несколько лет эти произведения становились настоящей сенсацией.
В его работах - лёгкость, изящество и энергия движения. А Жозефина Бейкер воплотила все эти качества в своём танце и энергии ей было не занимать!

Z-2093.jpg
Жозефина Бейкер,I - IV. 1926 -1928

Z-2094.jpg
Жозефина Бейкер, 1929                                                            

Жозефина успела многое за отведенное ей время. Она выросла в нищих кварталах, а потом своим талантом завоевала Париж, а с ним и весь мир, на 50 с лишним лет. Ей покровительствовали великие политики и королевские особы XX века: Муссолини, Де Голль, Перрон, Фидель Кастро, Тито, паша Марракеша, король Дании. Пикассо рисовал ее, Колетт писала ей восторженные письма, молодой Жорж Сименон был ее секретарем, а принцесса Монако Грэйс спасала от финансового краха. Жозефина Бейкер вошла в историю не только как великая артистка, но и как активная участница Французского Сопротивления, чья шпионская деятельность сыграла огромную роль в победе союзников. Одержимая мечтой о мировом братстве, она усыновила 12 детей разных рас и религий, и на много лет опередила Мартина Лютера Кинга в борьбе против расового неравенства. Подробнее о блистательной Жозефине.


Z-2095.jpg
Morgane la sirène,1928 . Жозефина в банановой юбочке, Фоли-Бержер,1927

Она была одним из символов того времени, о котором Фицжеральд напишет : "Это был век чудес, это был век искусства, это был век крайностей и век сатиры… Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями… Слово джаз, которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку".
Александр Колдер чувствовал эту свободу джаза и любил ее, и его произведения тоже отражают это увлечение прошлого века. А вот, как выглядит попытка показать танец Joséphine Baker à la Calder:



На следующих этапах творчества работы Александра Колдера становились всё более подвижными. В начале движение передавалось фигурам от механического воздействия и небольшого моторчика, затем от дуновения ветерка или дыхания посетителей. Свои трехмерные работы он называл просто "объектами" и лишь благодаря французскому сюрреалисту Марселю Дюшану подвижные произведения Колдера получили название "мобили". Первые мобили Колдера умещались в небольших галереях. Но с ростом популярности скульптора ему стали поступать заказы на работы для городских площадей. Так появились стабили, неподвижные скульптурные композиции необычной формы и больших размеров. К 1960-м годам к Колдеру пришла мировая слава. Его монументальные скульптуры сейчас украшают общественные сооружения многих стран. Произведения Александра Колдера хранятся в ведущих музеях и собраниях мира. Его влияние на развитие современного искусства трудно переоценить, его принято считать родоначальником кинетической скульптуры. Наследием художника занимается фонд Колдера. Именно Фонд и привез выставку, которая проходит сейчас в ГМИИ имени Пушкина в Москве.
Фото с сайта фонда Колдера

Tags: Жозефина Бейкер, Искусство, Колдер, жизнь выдающихся людей, скульптура
Subscribe
promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments