galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Три шедевра в Смоленской картинной галерее
galik_123
x-023.jpg

В залах русского искусства второй половины XIX века висят три картины в жанре романтического пейзажа, их-за которых даже специально приезжают в Смоленск. Две из них принадлежат кисти И.К.Айвазовского , а одна - А.И. Куинджи. Все три картины выполнены в академической манере. Освещение в залах и отсутствие специальной фототехники не позволяют передать игру света и тени на полотнах, а хочется представить ещё картины в рамах, поэтому покажу и авторские фотографии.

Тёмные скалы и раскидистое дерево на берегу, одинокий парус у горизонта и воздух, пронизанный лунным светом, оживляют пейзаж только фигурки двух всадников и светящееся пятно костра.

DSCF4206.jpg
И.К. Айвазовский (1817-1900). Лунная ночь на берегу моря, 1852

Картина поступила в 1920 году из Смоленского историко-этнографического музея имени М.К.Тенишевой.

x-022.jpg


Картина "Зимний обоз в пути" была написана Айвазовским в 1857 году, по заказу неизвестного купца, для Всемирной выставки в Париже. Это единственный сохранившийся до наших дней сухопутный пейзаж художника из серии, символизирующей богатства России. Серия состояла из четырех пейзажей: "Зимний обоз в пути" (минеральные богатства), "Нивы Малороссии" (земледелие), "Степи Новороссии с чумаками" (скотоводство) и
'Крым с его садами" (богатство природы). В Париже Иван Айвазовский за свои картины был удостоен ордена Почетного легиона. В то время во Франции находилась княгиня Тенишева, она и приобрела "Зимний обоз в пути" для своей частной коллекции. Картина украшала стены ее дома в Талашкине.

DSCF4203.jpg
И.К. Айвазовский. Зимний обоз в пути, 1857

После национализации, в 1920-е годы, картина стала выставляться в филиале Московского археологического института, а затем поступила в музей "Русская старина"» и была там до Второй мировой войны. В 1941-м году, когда начались бомбёжки Смоленска, нужно было спасать музейные ценности. Для эвакуации экспонатов в Новосибирск был выделен всего лишь один вагон. Решено было спасать раритетный "Зимний обоз в пути". Экспонаты грузили без должной упаковки, наскоро завернув в тряпки.
Сначала приехали в Горький, а оттуда - в Новосибирск. По дороге вагон с сотрудниками, сопровождавшими музейные богатства, загорелся. С огромным трудом музейные экспонаты удалось спасти. Новосибирск отправил музейные сокровища в Томск, а там никто и не готовился к встрече такого богатства. Огромными усилиями сотрудницы музея Ефросиньи Буркиной ценности все-таки вернули в Новосибирск и разместили в здании оперного театра. Буркина с малочисленными сотрудниками не только охраняла, но и сумела сохранить от разрушения уникальный пейзаж Айвазовского и другие экспонаты. После войны картина вернулась в Смоленск, а потом и обрела новую жизнь  благодаря петербургским и московским реставраторам. В центре имени Грабаря полотно пережило еще один пожар и вернулось спустя два года в смоленский музей.

x-021.jpg


В картине Куинджи "Исакиевский собор при луне" тоже прослеживаются тенденции романтического пейзажа. Недаром все три картины размещены в галерее рядом. Куинджи написал эту картину в 1869 году. И это произведение можно отнести к его самым ранним работам. В годы  молодости он создавал все с тщательным усердием, не упуская ни малейшей детали и следуя канонам Академии художеств.

DSCF4205.jpg

Архип Иванович Куинджи (1842-1910). Исаакиевский собор при луне. 1869

Темой для этой картины стало наводнение в Петербурге. Драматическое и даже трагическое явление оказалось в изображении художника таким поэтическим. Картина была представлена на академической выставке. По отзывам критиков и впечатлениям современников в ней явно чувствовалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой мастера романтического пейзажа И.К.Айвазовского. Работа поступила в Смоленскую картинную галерею в 1920 году из Петроградского музейного фонда путём обычного распределения.

x-020.jpg



promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 170 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Главное, чтобы не ограбили музей...

Там много первоклассных работ.

Очень хороши картины! Петербург в таком венецианском стиле, просто Сан Джорджо! Сухопутный) Айвазовский очень необычен.

Ещё очень хорошая коллекция русского авангарда и интересные картины в экспозиции соцреализма. Обязательно покажу!

Часто случается такое в провинциальных музеях)

И такие открытия очень радуют всегда!

Очень жду! В том числе и соцреализм, имелся своего рода феномен, в региональные музеичасто попадали очень интересные работы, несмотря на жесткие рамки художники ухитрялись проявлять свою индивидуальность.

очень даже известные картины. надеюсь, что много людей их сможет увидеть

В этом музее есть, на что посмотреть!

Работы совершенно чУдные! А работы по спасению картины Айвазовского просто героические.
Как замечательно, что всё удалось спасти!

Вдохновляют такие истории, поэтому решила рассказать то, что узнала в музее.

Картины прекрасные, как лунный свет отображен, настоящие шедевры!

Спасибо. Очень интересная история работ. А у Айвазовского были очень интересные "сухопутные" работы. Я как-то делала маленькую подборку самых неожиданных его полотен: http://eho-2013.livejournal.com/417186.html

Мне особенно нравится вид Москвы.

А мне очень нравится зимний пейзаж!

Мне зимний пейзаж тоже нравится. Но московский роднее, тем более, там есть уцелевшие до наших дней ориентиры и можно сделать привязку к местности.

Конечно, все картины Айвазовского замечательные. В музее "Лунная ночь" просто завораживает.

Не случайно Айвазовский самый дорогой из наших классиков на аукционах - весь мир осознал, как его работы завораживают!

Удивительные работы!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account