?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Три смоленских портрета княгини Тенишевой
galik_123
DSCF4201.jpg

Начну рассказ о коллекции Смоленской картинной галереи с трех портретов Марии Клавдиевны Тенишевой. Это работы Валентина Серова, Ильи Репина и Константина Коровина. Хочу показать, как эти портреты выглядят в интерьере музея среди других живописных работ, при музейном освещении на авторских фотографиях, и на фотографиях, позаимствованных из интернета.

1. При знакомстве с экспозицией музея первым встречается прекрасный портрет кисти Серова. Работа поступила в 1924 году из Историко-этнографического музея М.К.Тенишевой, ранее находилась в собрании княгини.

DSCF4202.jpg


Этот портрет - единственная работа  Валентина Серова в Смоленской картинной галерее. Княгиня изображена в кружевном вечернем платье без украшений в обстановке своей петербургской квартиры на Английской набережной. Собака у ног Тенишевой направляет наше внимание на лицо Марии Клавдиевны.

x-018.jpg
Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898

Сейчас портрет нам представляется чудесным, и кажется удивительным, что мужу Марии Клавдиевне - князю Тенишеву, он категорически не понравился, хотя сама она приняла его скорее положительно. Об этом можно прочитать в воспоминаниях княгини "Впечатления моей жизни":

«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.
Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
— Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»



2. Следующим в экспозиции представлен портрет княгини, написанный Ильёй Репиным.

DSCF4216.jpg


На этом портрете тщательно выписаны детали костюма и интерьера. О певческом таланте княгини напоминают ноты в её руке. Во взгляде модели читается сила характера. Красавица, ведь правда?

DSCF4209.jpg


Однако самой Тенишевой портрет совсем не понравился, а князь, вообще, был возмущён .

x-017.jpg
Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896

Вот как описывает  Мария Клавдиевна эпизод, связанный с этим портретом,  в биографической книге "Впечатления моей жизни" :

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но все бы это ничего – портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул.
Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...»


3. И третий портрет написан Константином Коровиным, когда он гостил у княгини во Флёнове. Работа поступила в 1920 году из собрания М.К.Тенишевой.

DSCF4234.jpg


Константин Коровин утром вышел в сад, увидел сидящую на скамейке княгиню и написал портрет за несколько часов. Главное в этом портрете - мимолетное впечатление, которое может схватить только кисть импрессиониста, или, может быть, ещё фотоаппарат.

DSCF4218.jpg


В этом портрете Коровину удалось отобразить необыкновенно живой характер модели, здесь присутствуют впечатление и мимолётность - характерные признаки импрессионизма.

x-019.jpg
Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Видимо, князь Тенишев был довольно категоричен и консервативен. :)
Портрет работы Репина мне не встречался раньше. Спасибо!

Да уж, слишком категоричен князь был.

Мне почему-то художников стало жалко...

Вообще-то, Тенишевы платили художникам очень щедро. 5 тысяч рублей за портрет- это очень-очень много по тем временам.

Интересные работы. А что там ещё есть?

Много ещё интересного и ценного. Буду продолжать рассказывать.

Мне тоже художников жалко, и то не этак, и это не так.

Прекрасный пост.

Спасибо! Заказчики капризными оказались. Но учтите, что в те времена корова стоила 5 рублей. Представляете, как много получил Репин за одну картину, а написал он, по-моему, 7 или 8 портретов Тенишевой.

Интересно,как муж отреагировал на третий портрет?Первые два великолепны,а работу
Коровина хотелось бы увидеть своими глазами(с удобной точки)...
А помните,знаменитый портрет М.Н.Ермоловой Валентина Серова современники тоже приняли в штыки - так что и правда," большое видится на расстояньи"

Должно быть, был разъярён. Уж этот портрет, с его точки зрения, совсем "пачкотня".

строг был Тенишев, но справедлив):))
И у Серова это не лучший портрет. действительно зря он лампу зажег:)))
и фон у Репина не очень)))

Что-то Серов не уверен в себе был, раз так легко его Дягилев сбил с пути истинного. А Репин просто хотел поскорее отделаться. Но портреты всё-равно очень хороши!

Точка зрения княжеской семьи понятна и оправдана - цитаты просто восхищают. А каким надо быть мудаком, чтоб выпрашивать отзыв о своей картине, а потом еще пылать лютой ненавистью? Картины действительно так себе.

Куда более интересно то, что мы так много занем о Серове и куда меньше о более достойных людях - Тенишевых.

Очень интересны воспоминания Тенишевой. Вообще, о российских меценатах надо почаще вспоминать.

Трудно судить о сходстве с Тенишевой, но портрет кисти Репина совсем не плох..
С интересом прочитала воспоминания княгини. Спасибо!

Я обратила внимание на то, что она на всех портретах очень разная. Читала, что удачных портретов почти не было. Но это же мнение заказчиков, а они, по-видимому, были очень требовательны.

Все три прекрасны!

Князь, по-видимому, просто ревновал. Он ведь не хотел, чтобы Мария Клавдиевна общалась с художниками.

Величественная женщина)

Есть предположение, что она была внебрачной дочерью Александра II.

  • 1