?

Log in

No account? Create an account

galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Сельская школа княгини Тенишевой
galik_123
DSCF3581.jpg

Начало рассказа о Талашкине и Флёнове.
В результате деятельности княгини Тенишевой Талашкино стало настоящим центром притяжения русских национальных сил того времени. В Талашкине и Флёнове появились:
1. Сельскохозяйственная школа для крестьянских мальчиков и девочек, пчеловодческий музей, а также оркестр балалаечников и театр.
2. Талашкинские мастерские прикладного искусства: столярные, резьбы по дереву, живописные, керамические, красильные, вышивальные, эмалевые.
3. Теремок, дом Сергея Малютина, храм Духа.
4.  Коллекция старины и музей "Русская старина".

1. Первым заведением, организованным во Флёнове после его покупки, была сельскохозяйственная школа для крестьянских детей из окрестных сел. Воспитанники брались на княжеское обеспечение. Дети охотно шли учиться к Тенишевой. Школа давала им дорогу в жизнь, а одаренные находили здесь свое призвание. Кроме того, в уставе школы было записано, что обладатель диплома получал льготы по отбыванию воинской повинности и освобождался от телесных наказаний пожизненно.

DSCF3588.jpg


2. В течение шести лет учащиеся осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области: земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму.

DSCF3592.jpg
Учебный класс в бывшей сельскохозяйственной школе для крестьянских детей

3. Были и особенности, отличающие эту школу от других подобных школ. В школе не было платных воспитанников, принимались сироты, наравне с мальчиками в школе учились и девочки.

DSCF3584.jpg


4. Из книги М.К. Тенишевой "Впечатления моей жизни":
"Приобщив девочек к сельскохозяйственному образованию, я построила для них отдельное большое помещение. На занятия и в столовую они ходили вместе с мальчиками, а ночевали в общежитии под надзором смотрительницы… девочки все оказались очень способными и дельными. Начинали они учиться сельскому хозяйству очень робко, с сомнением. Когда им сказали, что они будут учить химию, то они расплакались, это слово показалось им страшным, а по окончании все вышли прекрасными работницами…"

DSCF3583.jpg


5. Когда в эту школу приходят современные дети, их сажают за парты, знакомят с русской азбукой XIX века и они пробуют писать чернилами.

DSCF3633.jpg
Деревянные парты и чернильницы-непроливайки, под стеклом - учебные пособия и школьные дневники

6.

DSCF3596-1.jpg


7. Экзамены в талашкинской школе проводились только в последнем специальном классе. Ученики остальных классов переводились по итогам года.

DSCF3601.jpg


8. Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. В выборе преподавателей для своей школы она была требовательна.

DSCF3599.jpg


9. В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на развитие в нем скрытых дарований и талантов. Из книги "Впечатления моей жизни":"Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь"

DSCF3593.jpg


10.

DSCF3602.jpg
.

11. Во Флёнове детей обучали не только грамоте, но и художествам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра.

DSCF3604.jpg


12.

DSCF3634.jpg
Одежда крестьянских детей и воспитанников сельскохозяйственной школы


13. Причем М.К. Тенишева стояла на позиции индивидуального подхода к обучению: один из учеников школы слыл хулиганом, и не успешным в перечисленных ремеслах и занятиях. Тогда Тенишева спросила его, кем он хочет стать, мальчик выбрал профессию цирюльника. Тенишева договорилась об его обучении у мастера в Петербурге, а через несколько лет увидела его личную цирюльню в престижном районе города.

DSCF3608.jpg


14. Девочки обучались шитью и вышивке. Тенишева настояла на том, чтобы ее воспитанницы освоили модные европейские узоры в вышивке одежды, и очень скоро их вышивки стали приносить девочкам немалый заработок.

IMG_7134.jpg
Реконструкция мастерской для девочек

15.

DSCF3610.jpg
Образцы вышивки

16.

DSCF3612.jpg


17.

DSCF3615.jpg
Гончарный круг, начало XX века. Дерево.

18. Знаменитые талашкинские мастерские тоже пошли от школы. Руководить мастерскими княгиня пригласила (по совету Врубеля) Сергея Васильевича Малютина. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.

DSCF3618.jpg
Мастерская для мальчиков

19.

DSCF3619.jpg

.
20. В обязательный курс для мальчиков входило обучение традиционным для России ремеслам - столярному, шорному, кузнечному, гончарному.

DSCF3609.jpg


21.

DSCF3585.jpg


22.

DSCF3661.jpg
Я.Ф. Ционглинский (1858-1912). Портрет М.К. Тенишевой,1896. Холст, масло

23. В 1903 году Тенишева смогла устроить "Талашкинскую скрыню", небольшой музей старины в маленьком домике, высокой крышей напоминавшем русский сундучок. Главными помощниками княгини в собирании, хранениии и изучении народного искусства стали В.И.Сизов, А.В.Прахов и И.Ф.Барщевский, известный своими фотографиями памятников старины. Для талашкинского музея было отобрано множество изделий из дерева, изразцов, тканей, кружев.

IMG_7148.jpg
Талашкинская скрыня

24. В Талашкине, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссёра, гримёра и костюмера. Было построено специально  для театра здание, всё изукрашенное внутри резьбой по дереву и расписанное. Занавес был изготовлен по эскизу Сергея Малютина на тему "Баян, играющий на гуслях".

DSCF3655.jpg


25. Так выглядел театр в Талашкине.

DSCF3666.jpg


26.

DSCF3652.jpg
Оформление и лавки для зрителей в театре

27.

DSCF3646.jpg


28.

DSCF3664.jpg
Справа - концертные костюмы оркестра народных инструментов

29.

IMG_7151.jpg
Сани из реквизита театра

30

DSCF3638.jpg


31.

DSCF3639.jpg
Костюм для выступлений М.К. Тенишевой в театре и на концертах

32. Резное панно "Садко", украшавшее театр, было выполнено по эскизу художника Сергея Малютина. Малютин, между прочим, был "отцом" нынешнего главного русского сувенира: по его эскизу, вдохновленному традиционной японской игрушкой, токарь Звёздочкин в самом конце XIX века выточил первую матрёшку.

DSCF3650.jpg
Оформление и лавки для зрителей театра в Талашкине

33. Талашкинский театр тоже был связан со школой. Актерами были и ученики, ученицы, учителя. Исполнялись пьесы Гоголя, Островского, Чехова.

DSCF3660.jpg


34.

DSCF3653.jpg


35.

DSCF3654.jpg
Граммофон. Россия, конец XIX века. Дерево, металл

36.

DSCF3641.jpg
Портативный орган из коллекции М.К. Тенишевой

37.

DSCF3643.jpg


38. В школе было введено обучение мальчиков игре на балалайке.Обучать детей княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории В.А. Лидина, лучшего музыканта из оркестра В.В. Андреева. Школьный оркестр балалаечников стал гордостью Тенишевой. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник. И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Это выступление балалаечного оркестра в Париже стало заметным явлением.
Для выставки Мария Клавдиевна придумала оркестр расписных балалаек. Инструменты для этого оркестра расписывали Врубель, Коровин, Малютин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной. Четыре из девяти сохранившихся балалаек можно увидеть в Теремке, остальные хранятся в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.

DSCF3657.jpg

В то время Талашкинская сельскохозяйственная школа являлась уникальным обучающим центром с замечательным преподавательским составом и большой библиотекой.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 40 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 200 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
очень интересно. люблю я подобные музеи. в особенности, которые про школы. я сама училась в одной из старейших московских школ, по-этому с интересом рассматриваю интерьеры других учебных заведений.

Думаю, и детям интересно посидеть за такими партами.

Большинство картинок нр грузится. Проверьте.

Проверила - всё в порядке. Похоже дело в скорости интернета.

спасибо!восхищена этой прекрасной женщиной.деревенских детей посадили учиться не на лавку,а на парты эрисмана,довольно дорогие даже в то время.

Удивительная женщина - и умна, и талантлива, как художник, и деятельна, и красива. Редкая личность!

Замечательный пост о необыкновенной женщине, талантливой, неординарной, посвятившей всю свою жизнь просвещению крестьянских детей, выявлению их способностей, создававшей очаг культуры в российской глубинке! Я просто потрясена ею!
Спасибо,Галочка, с большим удовольствием прочитала!

Я тоже каждый раз впечатляюсь. Конечно, у неё были возможности, но и другие женщины были богаты. Да чтобы такое свершить, надо быть неординарной личностью.

Спасибо! Замечательный пост)))

File:Tenisheva by Repin.jpg
Илья Репин. Портрет княгини Тенишевой

Спасибо! Репин написал, по-моему 8 портретов Тенишевой и, кстати, заработал приличные деньги на этом.

Мне именно этот ее портрет очень нравится)))

А Репин да, был практичным человеком.

На этом портрете - она просто царица!

Спасибо большое!
Какие увлеченные и неординарные люди сотворили Фленово! Потрясающий культурный задел.
Мечтала бы поучиться там.

Конечно, у княгини Тенишевой были средства на все её начинания, но нужно же ещё и порыв души на такие великие дела, и энергию, и волю. Сейчас всё это потрясает, трудно себе представить, чтобы кто-нибудь из современных олигархов или их жён занимался подобными проектами.

  • 1