galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Жизнь в искусстве
galik_123
17-2264.jpg
Ханс Майер-Форейт. В музее, 1961

Известно ли вам, что в Москве есть большая частная коллекция, которую считают одной из лучших частных коллекций искусства XV-XVII веков в Европе? Напомню, что собрание художника Элия Белютина и искусствоведа Нины Молевой было известно еще в советское время и окружено тайной. Стоимость коллекции старых мастеров, в которую предположительно входят работы Тициана, Рембрандта, Микеланджело, Рубенса, Тинторетто, Антониса ван Дейка, Эль Греко и Леонардо да Винчи, по некоторым оценкам, может достигать $2 млрд. По словам Нины Молевой, 1 апреля 2013 года это собрание она завещала президенту России. Больше новостей о коллекции не было. Вот такая фантастическая история!

Вспомнила я об этой коллекции, когда увидела картину Элия Белютина на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", которая проходила в мае в Пушкинском. Были представлены 200 работ советских и европейских художников из 18 стран, разных направлений.

17-2268.jpg


Скульптура Генри Мура "Падающий воин" (1957) стала эмблемой выставки.

17-2272.jpg
На заднем плане - панно Ханса Рихтера "Сталинград. Победа на Востоке"

Все работы, участвующие в выставке, созданы в период с 1945 по 1968 год. Идея выставки заключалась в том, что, несмотря на период холодной войны, художников всегда объединяли общие идеи гуманизма. Впервые с 1945 года неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы демонстрировалось вместе. Экспонаты для выставки предоставили Тейт Модерн (Лондон), Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальная галерея Берлина, Стеделейк (Амстердам), Музей Пикассо (Париж), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Фонд «Zero» (Дюссельдорф), Фонд Бейлер (Риен / Базель), Музей современного искусства (Вена), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель), Национальная галерея в Будапеште, Национальный музей в Кракове, Национальная галерея в Оломоуце (Чехия), Кунстхалле города Эмден (Германия) и другие.

17-2281.jpg


Экспозиция очень сильная, но эмоционально тяжёлая, потому что художники выплеснули на свои полотна всё, что было пережито в трагическое время войны. В общем, эта выставка была не про красоту, а про жизнь. Покажу только несколько работ в хронологическом порядке.

17-2279.jpg
Анри Матисс. Натюрморт. Раковина на черном мраморе, 1940


17-2278.jpg
Пол Нэш. Битва за Британию, 1941


17-2266.jpg
Gyarmathy Tihamé. Динамическая композиция, 1946


17-2273.jpg
Марк Шагал. Ноктюрн (Ночная сцена), 1947


17-2275.jpg
В.Е. Татлин. Череп на раскрытой книге, 1950


17-2277.jpg
Хельмут Грисхабер. Образ, 1952


17-2284.jpg
Дмитрий Плавинский, Летающие диски, 1964


17-2267.jpg
Эрик Булатов. Улица, 1966


17-2283.jpg
Лидия Мастеркова. Дворец, 1968

Возвращаюсь к Белютину - единственному художнику в России, награжденному Большой медалью итальянской академии современного искусства "За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющую международное значение" (1971) и золотой медалью Римского фестиваля "Сетторе интернационале" (1970). В самом начале XXI века во время визита в Россию президент Польши Александр Квасьневский лично наградил Элия Белютина Королевским крестом Ордена Возрождения. У нас он более известен как основатель необычного художественного объединения "Новая реальность".

17-2269.jpg


Его картина неожиданно произвела очень сильное, пронзительное впечатление - в ней чувствуется боль и надрыв мужчины, вернувшегося с войны...

17-2328.jpg
Элий Белютин. 1945. Три месяца после войны

Элий Михайлович Белютин 1925-2012) - художник, педагог, теоретик искусства. Автор трудов (в соавторстве с Ниной Молевой) по истории художественной педагогической системы XVIII–XIX веков, создатель теории всеобщей контактности. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где учился у Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова и Льва Бруни. С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики при Московском горкоме художников книги и графики. В 1962 году вместе со студийцами показал абстрактное искусство на выставке в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого клеймил Никита Хрущев. Осенью 2017 года в Москве планируется открытие частного музея русского абстракционизма, посвящённого Белютину и художникам его круга.

17-2270.jpg


Последние новость из мира искусства: 10 июня, ко дню рождения Элия Белютина, Нина Михайловна Молева передала в дар Калининградской художественной галерее свыше 100 живописных полотен (начиная 1950-ми и заканчивая 1990-ми) Белютина и его учеников, альбом с графикой военных лет, старинную мебель из мастерской, архивные документы и личные вещи художника, библиотеку и фамильные ценности. Фактически в Калининград перевезена вся мастерская художника, которая располагалась в Москве на Патриарших прудах. Сейчас Калининградский музей обладает самым крупным собранием его произведений. В дальнейшем в музее планируется воссоздать мастерскую художника.

17-2327.jpg
Э.М. Белютин. Реквием, 1962

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Отличные работы!

Самая первая картина абсолютно замечательная!

Спасибо за тур по выставке.

Я потому её и поместила первой, что она мне очень понравилась...

Я даже видел документальный фильм о коллекции Белютина-Молевой.
Странная история , конечно, вокруг этой коллекции.

А выставка "Лицом к будущему" на меня лично произвела угнетающее впечатление.
Наверное потому, что она проходила одновременно с выставкой Рафаэля и я зашел туда после просмотра Рафаэля.
И мне подумалось, что нельзя одновременно , в одном выставочном пространстве проводить две такие разные выставки. или, буду самокритичен )), нельзя смотреть подряд разные выставки.

Вот сейчас посмотрел ваш пост и понял, что неправ был тогда в оценке выставки "Лицом к будущему."
Спасибо Вам.

Выставка - очень интересная, но, действительно, тяжёлая... Впечатление - как на мемориале...
Становится понятно, почему так развивалось изобразительное искусство

Всё это очень интересно, но...не моё.
Я тоже видела небольшой сюжет о Нине Молевой и её сокровищах...
Поживём- увидим, что дальше будет.

Когда-то давным-давно, в другие времена, я ходила на её вечера,
она замечательный рассказчик, приглашала интересных исполнителей...
Прошло очень-очень много лет, а впечатления очень яркие остались.

Какая представительная выставка! Хоть и не являюсь поклонником авангарда и абстракционизма, отдаю должное уважение к их творчеству. Очень интересно: почему выбран Калининград, понятнее и доступнее была бы Москва?

Сейчас я стала понимать, что в суровые, тяжёлые времена искусство и не могло быть другим - красота естественно отступила под натиском XX века...
А Молева и в другие провинциальные музеи дарила - не так давно в Саратовский музей, и в Пермский.
В Москве осенью откроется новый музей абстракционизма - там бут картины Новой реальности и Белютина.

Спасибо за обзор выставки. Я вот удержалась от похода, т.к. сейчас эмоционально тяжелые вещи переваривать трудновато. Но видно, что да, представлены работы первого порядка. (Не то, что "Венеция", которая сейчас в ГМИИ проходит.)

Это правда, выставка тяжёлая, но работы были представлены сильные.

А про коллекцию Белютина-Молевой - прямо либерея какая-то. )

Edited at 2017-06-24 09:47 am (UTC)

Правда, фантастика!
Воспринимается, как мистификация)

Немного не поняла, коллекцию она завещала конкретному президенту РФ или тому, кто будет занимать пост в определённое время?)

Молева завещала коллекцию не конкретному человеку, а президенту России, как представителю государства.
А вообще-то, очень тёмная история с этой коллекцией - у нас пишут одно, а зарубежные эксперты говорили совсем другое...

ГМИИ эту коллекцию отказался брать за незначимостью. Так что про "высокий уровень" спокойно можно забыть

Да, судя по высказыванию Марковой. Но что-нибудь стоящее всё же должно там быть.

ну я очень доверяю ей как профессионалу

хотя, возможно, были поставлены чрезмерные условия, например, несколько залов в Музее личных коллекций и выставить там все целиком, а не реально лучшее.

Это точно, Молева очень много выставляла требований, в частности выставлять всю коллекцию.
А судя по фотографиям она не очень-то одного уровня.

Первая картина - искусство, все остальное - фуфло (только раскрученные\распиаренные имена).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account