galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Юбилейный год Василия Баженова в Музее архитектуры
galik_123
17-2201.jpg

Василий Баженов спорил с Екатериной, был связан с масонами, много работал, но почти не оставил после себя построек. Таинственная личность...
В надежде разобраться, что же это был за архитектор и каково его наследие, мы побывали на обеих площадках выставки "Готика Просвещения". Экспонаты объединены в 7 разделов: "Пропилеи", "Резиденция" и "Храм" - в Музее архитектуры, а "Русское готическое", "Императрица", "Архитектор" и "Турнир" - в Фонде IN ARTIBUS. Проект как будто про великого зодчего, а на самом деле - про целую эпоху. В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника "Царицыно", Музея-заповедника "Дмитровский кремль", Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.

1. Сначала расскажу о выставочном проекте в Музее архитектуры, он занимает шесть залов главной анфилады и два зала постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века. Среди предметов на выставке - только шедевры из разобранных фондов, включая трехметровую панораму Царицына руки Баженова, серию портретов Екатерины и "тайную комнату" масонов. Давно не была в этом музее, а поэтому обращала внимание на некоторые изменения в лучшую сторону, и конечно - на великолепные интерьеры усадьбы.

17-2200.jpg


2. История дворянской усадьбы Талызина на Воздвиженке прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева довольно быстро менялись. В 1659 году казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта, до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, другие - ученикам его школы. В 1805 году Талызин продал усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивали. На акварели XIX века перед Спасской башней видна церковь Николы в Сапожке.


Василий Семёнович Садовников (1800–1879). Дворец Талызина, 1840-е годы. Акварель. Личный архив Николая Аввакумова


019
Фото советского периода

3. В 1845 году владение было продано Министерству финансов для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. В 1920 году здесь разместился Секретариат ЦК РКП(б). В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе уже было общежитие - коммунальное жилье. В этот период интерьеры анфилады серьёзно пострадали. После 1945 года здание передали Музею архитектуры. С тех пор и ведётся вялотекущая реставрация, она не закончилась до сих пор.

DSCF3714
Фото 2014 года

4. Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Одинаковы размеры и оформление оконных проёмов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.

17-1895.jpg
Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора

5. Единственным заметным отличием являются верхние чердачные окна под коньком, тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами.

17-1922.jpg


6. В главном вестибюле усадьбы возлежат мраморные парные сфинксы первой половины XIX века. Они родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре, который был разрушен в 1941 году. Рядом со сфинксами стоят парные парадные канделябры XIX века.

17-2202.jpg


7. Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов. А плиты в вестибюле - раритеты.

17-2199.jpg


8. Есть и другие интересные артефакты, вывезенные из старинных усадеб. В холле нас встретили старые знакомые - вечно молодые и красивые юноши "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры XIX века. Они были найдены в Екатерининском пруду, а в Музей архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.

17-2206.jpg


9. Конструкция храмового купола в холле при выходе во внутренний двор.

17-2203.jpg


10. Парадная лестница ведёт на второй этаж, где располагается парадная анфилада. Стены лестницы оформлены искусственным мрамором, а раньше поражали красотой росписи стен. Статую Екатерины II работы Ивана Петровича Мартоса отливал Василий Ефимов в 1811 году в Санкт-Петербурге. Здесь же выставлен стенд с архитектурным толкованием термина анфилада.

17-2204.jpg


11. Сейчас лестницу украшают гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.

17-2207.jpg


12. Продольное расположение залов архитектурного музея иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Этот парадный зал - самый торжественный и нарядный.

17-2234.jpg


13. Его украшает ампирный рельеф над дверью.

17-2233.jpg


14.

17-2231.jpg


15.

17-2230.jpg


16. Потолки некоторых залов расписаны красочными орнаментами.

17-2239.jpg


17. Наиболее хорошо сохранившийся фрагмент росписи.

17-2238.jpg


18. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями.

17-2221.jpg


19. В постоянной экспозиции музея - знаменитая модель Большого Кремлевского дворца, созданная Василием Баженовым по заказу императрицы Екатерины II. Модель является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире. Ее создание было связано с амбициозными планами императрицы построить на месте кремлёвских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны.

17-2242.jpg
Модель Большого Кремлевского дворца. Фрагмент парадного фасада с частью Тронного зала

20. Два зала отведены под наиболее значимые фрагменты модели Кремлёвского дворца. В первом зале хорошо сохранилась прекрасная роспись потолка.

17-2246.jpg


21.

17-2244.jpg


22. Это самый ранний в России проект классических дворцовых интерьеров такого масштаба и один из немногих дошедших до нас интерьеров Баженова.

17-2247.jpg
Проектная модель Большого Кремлёвского дворца (1769-1773)

23. Дворец был задуман превосходящим все известные дворцовые комплексы, в том числе папский собор Святого Петра в Риме и бывший византийский храм Святой Софии, затем мечеть, в Стамбуле.

17-2243.jpg


24. И императрица, и архитектор были едины в стремлении упрочить славу Москвы как Третьего Рима, создав грандиозный символ могущества государства.

17-2213.jpg


25. Для выполнения макета использовалась липовая древесина, наиболее податливая для обработки резанием. Лепные детали выполнялись из гипса, самые миниатюрные украшения отливались из сплава свинца и олова. Модель создавали лучшие мастера резьбы по дереву, скульпторы и литейщики того времени, как русские, так и европейские.

17-2245.jpg


26. Проект был одобрен императрицей, принявшей решение о начале строительства. Была снесена часть кремлевской стены и несколько сторожевых башен, проведены объемные земляные работы, сооружались фундаменты. Однако осадка и угроза разрушения ряда исторических зданий, а также возросшие военные расходы государства привели к прекращению строительства. Разрушенные конструкции Кремля были постепенно восстановлены, не без изъянов и ухудшений.

17-2209.jpg


27. Еще один фрагмент парадного фасада Большого Кремлевского дворца.

17-2212.jpg


28.

17-2210.jpg


29. Очередное чудо света осталось в проекте и деревянной модели, сменившей несколько мест, где она выставлялась или хранилась разобранной.

17-2216.jpg


30. Некоторые элементы интерьера усадьбы Талызина воссозданы, например неприметные печи с белым кафельным покрытием.

17-2211.jpg


31. Узкий зал с тёмной облицовкой содержит серию мониторов для демонстрации предполагаемого облика огромного сооружения. Здесь же рассказывается и о масштабной модели, составляющей в собранном виде 17 метров в длину, при ширине 4 и высоте 2 метра. Таких макетов не делал еще никто и никогда, для его сооружения было построено отдельное здание. Желающие могли посетить модельный дом и лицезреть диковинное строение в процессе его создания. Сейчас только на мониторе можно видеть общий вид Большого Кремлевского дворца, каким его спроектировал Василий Баженов. Сохранив внутренние кремлевские строения, проект предполагал практически полную ликвидацию крепостных стен и сторожевых башен, неузнаваемым становился весь облик исторического центра Москвы.

17-2214.jpg

Источник информации
Продолжение следует...

promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Сплошной классицизм

Сплошной:)
До готики ещё доберёмся!

Сохранением исторических зданий не заморачивались. Разрушим старое и не его смену построим своё - новое. Что то мне это напоминает?

В этом случае - особняк на месте хотя бы!
И интерьеры всё же кое-какие сохранились.

Я про затею с Кремлёвским дворцом.

Но остановились вовремя...

России, как всегда, не попустил Господь.

Когда часть МуАра была в Донском монастыре,баженовская модель была в Большом соборе, под куполом, рядом с иконостасом.

Баженовская модель

Комментарий автора снимка:
На фото 1936 года знаменитая проектная модель модель части Кремля и проектируемого Кремлевского дворца, выполненная Василием Баженовым и его учениками-помощниками в 1769 - 1773 гг так как она была выставлена в интерьере Большого собора Донского монастыря сразу после передачи ее в Музей архитектуры из Оружейной палаты транзитом через Политехнический музей. Выставка сохранялась, кажется, до войны... Затем моделло зашили в короба и в таком виде она сохранялась вплоть до передачи монастыря РПЦ на рубеже 1990-ых. Время от времени отдельные части дряхлеющей Модели демонстрировались на выставках, тогда их спешно приводили в порядок специальные реставраторы, работавшие в музее (по крайней мере в 60-70-ых годах). Музейщики мечтали, что возвращение монастыря (где размещался филиал музея и огромный объем его фондов) Церкви подвигнет власть на строительство нового здания или хотя бы на предоставление какого-то другого помещения. Какое там....

Спасибо большое за дополнение!
Замечательная фотография - всё очень наглядно!

Да, мне тоже фотография помогла понять как должно было быть.
Макеты соборов очень слабые, но всё равно наглядно.

У viksheri0843 есть много интересных фотографий:

https://fotki.yandex.ru/users/viksheri0843/album/29016/



Макеты соборов на этой выставке стоят отдельно, в других залах и даже на разных территориях.
И, да, выглядят совершенно непроработанными...

Да, с любопытством прочел насчет судьбы этого дворца Баженова...

Оказывается, и раньше пытались всё сносить и строить по-новому...

Прекрасно сфотографированы интерьеры Музея архитектуры....
Наверное - первый раз вижу такой комплексный фото-отчет ))

Григорий Васильевич!
Как Вы думаете, материал подходит для нашего сообщества?

Да, мне кажется, что в тему - это же хороший московский классицизм :)
Давайте включим!

В музее архитектуры была очень давно, мало что помню об интерьерах, а тут ещё и реставрацию провели - очень красивый дом... Спасибо за фото - получила удовольствие! А на фото №9 - впервые вижу кровлю лемехом вблизи - замечательно!

Я тоже была очень давно - в прошлом веке, и была приятно удивлена)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account