galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Портрет в стиле Елизаветинского барокко
galik_123
17-1609.jpg

Роскошный портрет императрицы Елизаветы Петровны австрийского художника Преннера в зале Третьяковки затмевает все остальные портреты. Он царствует здесь как яркая демонстрация стиля эпохи Елизаветинского барокко. Художник использует в этом портрете все приёмы стиля барокко - помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность детали. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки, не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.

Австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию в 1750 году по запросу М.И.Воронцова, которому для императорского двора был нужен "сильный портретист". Преннер родился в Вене около 1720 года, а умер в Риме. Происходил из семьи живописца Преннера. Когда ему было 22 года, уехал в Италию, и там писал композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем русской императрицы, Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот оригинальный портрет Елизаветы Петровны. В 1754 году, когда был написан портрет, императрице исполнилось 45 лет. Елизавета Петровна изображена при царских регалиях: на ней корона, орден Андрея Первозванного, в руке сипетр, перед ней - Держава, она в платье, соответствующем царскому выходу, в горностаевой мантии.

17-1617.jpg
Георг Каспар Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754. . Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Елизаветы Петровны, конечно, парадный, царский, императорский, но уникальность его в русском искусстве заключается именно в царском цветнике, который окружает образ Елизаветы Петровны.

17-1616.jpg


Над головой императрицы – большой подсолнух. Если вспомнить о том, что в XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу, то понятно главенство цветка, который всегда поворачивает свой лик вслед за светилом. В какой-то степени подсолнух - это символ королевской власти. Известно, что подсолнух попал в Россию только при Петре Великом. Как редкостный цветок, он сажали в Москве около Кремлёвских стен.

17-1615.jpg


Доминирует в венке царица цветов - роза: тут и красная - классический символ земной любви и страсти, и розовая - символ элегантной женщины в расцвете красоты. Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство, а жёлтая - это цветок удачи. В то же время жёлтый цвет - это золото. И конечно, есть пасcифлора "Кавалерийская звезда".

17-1614.jpg


Цветки декоративной пассифлоры перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны.

17-1613.jpg


Ещё один представитель такого царского цветка - это тюльпан. Причём живописец отлично знает самые разные сорта тюльпанов - тут и большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками, фантастической окраски - снежно белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, один даже бархатисто-фиолетовый. В этой цветочной массе есть и гвоздика, её называли "Цветок Зевса", рябчик или "Императорская корона".

17-1612.jpg


В венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак олицетворяет неувядаемую молодость и женское очарование. Елизавета Петровна любила смехи и забавы, она была из самых весёлых императриц, большая модница, любила охоту, итальянскую оперу, пение. На этом фрагменте кроме известных цветов изображено очень интересное растение - как будто расцвёл какой-то початок кукурузы в синих лепестках.
Растение не опознано!

17-1611.jpg

Первоначально портрет находился в родовом имении графов Воронцовых - Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею. Ранее картина выставлялась только на выставках, а теперь наконец украшает один из залов Третьяковки.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 160 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
какое тут барокко?
мордоляп портрет закосячил, причём наглухо, ну, чтобы отвлечь внимание, сделал вокруг рамку цветную - так сейчас делают фотографы, кои бомбят детские садики, по той же причине )))

Каждый имеет право на своё мнение)))
И хорошо, что они разные)))

Роскошно! Спасибо за фрагменты.

Со знанием ботаники цветы написаны)

Не знаю, мог ли протестант фон Преннер знать про Икону Божией Матери 'Благоуханный цвет', но сюжет портрета царицы схож.

Вряд ли он знал православные иконы XVII века. Но парадные портреты так не писали.

Любопытно. Спасибо!

Этот портрет очень большой, поэтому всегда в запасниках был...

Интересно рассматривать фрагменты подробно, спасибо!

Меня тоже цветы заинтересовали)

спасибо,никогда не видела этот портрет.

Этот портрет выставляли на выставках, а теперь он в постоянной экспозиции.

Нарядный портрет!

И совершенно точно, он очень выделяется в этом зале именно своей нарядностью!

Очень давно, когда я ещё слушала Эхо Москвы, об этом портрете была целая передача)

Он тогда выставлялся на какой-то выставке в Инженерном корпусе.

чего-то в старой раме он мне больше нравится


Так он выглядит серьёзней.
Но почему-то заменили раму, может быть, ещё раньше портрет был в подобной раме?
Пожалуй, на меня давит авторитет Третьяковки)))

очень, очень гламурненько!
Имеператрица, вероятно, была в восхищении!

Портрет - как комплимент)

Насколько я знаю, в католической иконографии изображение в венке из цветов было популярно, и как правило, на портретах Мадонны и Богоматери с Христом, которую окружают цветы. Так что, возможно, это было в порядке вещей для царственных особ.
Спасибо большое, Галочка, за интересный и чудесный рассказ!!

И в православной традиции в XVII веке тоже в иконе Богоматерь Неувядаемый Цвет. Но в портретах российских императоров - это редкость.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account