galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Два храма в Барашах
galik_123
17-1218.jpg
Москва, Барашевский переулок

В Москве множество улиц и переулков имеют необычные, а порой и странные названия. Однако каждое из них скрывает вполне логичное объяснение и имеет довольно удивительную историю. По сохранившимся названиям можно даже изучать историю Москвы. Вот, например, Барашевский переулок на Покровке получил своё название от Барашевской слободы, которая сформировалась за Покровскими воротами к ХVII веку. А барашами, оказывается, назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. До прихода барашей в этих местах располагалась Ильинская слободка, которую царь Иван III выменял у Спасо-Андроньева монастыря, где стояла Ильинская, "что под Сосенками", церковь, в дальнейшем - Введения в Барашах. Рядом с ней сохранилась также церковь Воскресения в Барашах. Обе церкви и сейчас украшают Барашевский переулок.

1. Храм Воскресения Словущего в Барашах на углу с Покровкой упоминается уже с 1620 года. С этим храмом связано несколько московских преданий.

17-1217.jpg


Рассказывали, что будто бы в этой церкви когда-то венчались брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна и опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак.




2. По другой легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась в этой церкви с графом Алексеем Разумовским, и на куполе церкви находился её настоящий брачный венец. Однако, по более достоверным сведениям, отношения к венчанию императрицы Елизаветы храм не имеет. Согласно мнению большинства историков, венчание происходило в подмосковной усадьбе Перово, а на церкви Воскресения в Барашах было велено водрузить корону в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо нее в Кремль.

17-1030.jpg


3. Третья легенда утверждает, что уже в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и Апраксинским дворцом (ул. Покровка, д. 22), известным также как "дом-комод". А обнаружили этот ход после закрытия церкви местные ребятишки. Была даже информация, правда ничем не подтверждённая, что подземный ход продолжался еще дальше от дома № 22 в нынешний Телеграфный переулок к церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башне).

17-1028.jpg


Современное здание церкви Воскресения Словущего в Барашах было построено в 1732-1734 годах Ухтомским. Это очень своеобразная постройка в стиле московского барокко середины XVIII века. Двухэтажный храм был выстроен "кораблем". Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма - очень редкая архитектурная примечательность. Храм был поставлен на изгибе Покровки и являлся важным градостроительным ориентиром. Архитектурное убранство отличалось сдержанным благородством: северный и южный фасады украшены парными пилястрами с ионическими капителями, между которыми расположены полукруглые окна с сандриками интересного рисунка. Украшения были выполнены из резного белого камня. Раньше храм был увенчан небольшим куполом в виде императорской короны, и вот так он выглядел в конце XIX века.




4. В 1929 году храм был закрыт, началась разборка здания. В 1960-1990-х годах в здании находилось Управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. На месте колокольни была сделана безликая пристройка высотой в два с половиной этажа. К сожалению, церковь утратила колокольню и купол, но здание и сейчас исполняет важную градостроительную роль.

17-1219.jpg


5. Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков. Сейчас при храме учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии. Из исторических архивов известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

17-1216.jpg


6. О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году.

17-1209.jpg


7. В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.

17-1215.jpg


8.

17-1212.jpg


9. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле нарышкинского барокко.

17-1208.jpg


10. Во внешней отделке применены и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Использовано обилие мелких деталей - карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон.

17-1214.jpg


11. Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные окна.

17-1213.jpg


12. Реконструкция продолжилась в 1837 году.

17-1211.jpg


13. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга.

17-1207.jpg


14. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.

17-1210.jpg


15. Венчают стены храма кокошники.

17-1221.jpg


16. Пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями.

17-1222.jpg


17.

17-1223.jpg


18.

17-1220.jpg


19. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 года. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 году был весь вызолочен.

17-1246.jpg


20. В церкви Введения с 1996 года по 2010 силами прихода велась роспись трапезной части храма. Роспись произведена в традиционной для Русских Православных храмов технике.
Фрески можно посмотреть, нажав на фото ниже.


Фреска - Успение Пресвятой Богородицы

21. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 году, церковь закрыли в 1932-м, когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 году о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики "Руссолент". Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 года президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината

17-1205.jpg


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Мне переулочек нравится,как будто и не Москва))))

Там много всего интересного) И церкви очень хороши, и рядом застройка соответствует!

И Покровка и переулочки очень хороши:)

какой уютный уголок, не задавленный современными строениями!

Покровка - в этом смысле очень симпатичный район,
а церкви эти - взор не оторвать!

Такая славная прогулка!

В этих местах Москвы приятно погулять!

Храм Воскресения первоначально опоясывало гульбище, разобранное в XIX веке. Этим объясняется скромность декора 1-го этажа.

Красиво, наверное, было! На фото 1882 года уже нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account