galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Церковь Знамения на Шереметевом дворе
galik_123
DSCF1569.jpg

Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе (так храм называется полностью) находится рядом с Воздвиженкой в Романовом переулке (ранее Шереметев переулок, а в советское время - улица Грановского). Переулок назывался по находившемуся здесь в старину владению бояр Романовых. Первоначально это была их домовая Знаменская церковь. В советские времена в этот дворик на улице Грановского мы ходили гулять, здесь было тихо и уютно по-московски. И несмотря на то, что в здании церкви располагались различные административные помещения, она выглядела очень нарядной и необычной. В те времена фасады церкви дважды реставрировались (в 1950-х и 1970-х годах), и её внешний облик оставался узнаваемым.

На акварели конца 1780 - начала 1790-х годов - вид Московского университета (старое здание) через реку Неглинную. Университет только что построен. Впереди, у берега, сооружённые после 1786 года лавки. Слева видна церковь Знамения на Шереметевом дворе.

Z-009.jpg


Историческая справка. Когда-то на этом месте стоял опричный дом царя Ивана Грозного, а первый Знаменский храм здесь поставил в 1625 году И.Н. Романов, брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича. Икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых, поскольку она была главной иконой Новгорода, откуда вышел род Романовых. В день Знаменской иконы в 1612 году все пределы России были избавлены от врагов. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы Знамения.
В 1656 году двор с церковью стал "государевым", и царь Алексей временно разместил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе и иконописные. Затем в 1671 году этот двор с церковью был пожалован К.П. Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны. Ее брат Лев Кириллович, дядя Петра I , прославился, в частности, тем, что способствовал развитию великолепного архитектурного стиля - "нарышкинского" или "московского" барокко. Родоначальницей этого стиля была как раз церковь Знамения, построенная Нарышкиным  в конце 1680-х годов на своем дворе на месте более древнего храма. Помимо Престола иконы Божьей Матери "Знамение" в церкви есть престолы Преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.

17-0638.jpg
План церкви


Последней владелицей дома и церкви из рода Нарышкиных стала в 1738 году Е.И. Нарышкина, вышедшая замуж за любимца императрицы Елизаветы графа К.Г. Разумовского. После смерти жены граф Разумовский, ставший президентом Академии Наук, а позднее и Гетманом Малороссии, построил близ церкви настоящий дворец. Знаменскую же церковь соединял с новыми покоями крытый переход.
Приблизительно в 1800 году А.К.Разумовский (сын К.Г. Разумовского) продал владение на Воздвиженке шурину своего сына, графу Николаю Шереметеву, отчего оно получило название "Шереметев двор". Церковь была основой композиции восточного заднего двора - более интимной половины усадьбы, и соединялась с главным домом крытым, поначалу. вероятно деревянным переходом.
В 1812 году церковь Знамения сгорела, но впоследствии была восстановлена на деньги Шереметевых, и 21 сентября 1847 года ее заново освятил митрополит московский Филарет. В конце XIX века дворец перешел к Московской Городской Думе. Храм в это время имел уже приходской статус.
Этот уникальный памятник московского барокко представляет собой редкий образец ярусного храма "под колоколы" (с колокольней над сводом храма).


N. A. Naidenov (1884). Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений

В 1929 году храм был закрыт, трапезная сломана, стёсаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть. Здание церкви было перепланировано внутри и разгорожено на несколько этажей.
В 2004 году спустя ровно 75 лет после закрытия началась масштабная реставрация. В 2007 году были завершены основные реставрационные работы по восстановлению внешнего облика храма. В 2010 году на праздник Покрова Божией Матери на колокольню были подняты 10 колоколов.

1. Единственное место, с которого сейчас открывается вид на храм, - это небольшой участок на Моховой улицы со стороны Манежа. Слева на современной фотографии - церковь Знамения на Шереметевом дворе, скрытая в заднем дворе усадьбы. Дом №9 по Моховой улице первоначально был домом Пашковых, построенным в начале XVIII века. В 1833 году дом был приобретен для Московского университета и перестроен в единое здание архитектором Е.Д. Тюриным, в 1901-1905 годах расширен архитектором К.М. Быковским. Сейчас это - Факультет журналистики МГУ.

Z-011.jpg


2. Основной объём церкви - двухсветный четверик с тремя ярусами уменьшающихся кверху восьмериков, апсида, боковые приделы (Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского) и трапезная. Он поднят на высокий сводчатый подклет, окружённый с трёх сторон открытой папертью на арках.

DSCF1607.jpg


3. Композиция храма во многом уникальна, однако его архитектурное убранство типично для произведений Московского барокко особой декоративностью, сочетанием резного белого камня и профильного кирпича в элементах ордера. Крупная центральная глава храма, три главы апсиды и приделов, поставленные в ряд, покрыты словно чешуёй, ромбовидными листами луженого железа.

DSC01117.jpg


4. Выразительны гребни фронтонов-парапетов, пинакли с с резными узорами, угловые белокаменные колонки с раскреповками, грибовидные и кубовидные капители.

DSC01128.jpg


5.

DSC01126.jpg


6. Венчают главы одного из самых нарядных храмом Москвы ажурные кованые золочёные кресты.

DSC01121.jpg


7. Приделы, замыкая восточную часть связаны с центральным алтарём проёмами. Со стороны паперти приделы имеют самостоятельные входы.

DSCF1568.jpg


8.

DSC01123.jpg


9.

DSC01118.jpg


10.

DSCF1565.jpg


11. На паперть со двора вела лишь лестница, включённая в объём тёплого перехода между церковью и главным домом. Её остатки - боковые стенки со сводами сохранились в уровне подклета.

DSCF1566.jpg


12.

DSC01122.jpg


13. Попасть к храму можно со стороны Романова переулка. Внутренний двор бывшего дворца Разумовских-Шереметевых, церковь Знамения и бывший Шереметевский дворец сейчас находятся в ведении Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ.

DSCF1570.jpg


14. А с Моховой церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе не очень заметна, особенно в вечернее время зимой.

DSCF1597.jpg

Внутреннее убранство храма http://www.hram-znameniya.ru/arch/photoarch/sobitiya/_2014/10_12_2014/
Исторические сведения http://www.hram-znameniya.ru/about/.



promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Красивая церковь,в глаз и правда не бросается:)

Её не очень-то заметишь с Моховой, а с Романова переулка, вообще, не догадаться)

Верно,ее можно увидеть только случайно)))))

Теперь, когда едешь на 6-м магистральном автобусе, хорошо просматривается от Манежа)

Проще пехом дойти)))))

Такая красивая!

Московское барокко - очень нарядный стиль!

"Обнаружил" у себя альбом - https://fotki.yandex.ru/users/serstep57/album/167836

Там три фотографии церкви 1980 годов.
В свете ваших фотографий деталей отреставрированной церкви, интересно
увидеть какой она была в недалеком прошлом.

img762.jpg
Тут интересны колонны и наличники нижнего яруса, сам удивился.
Они сделаны из резных или тесанных кирпичей.
А детали второго и верхних ярусов - белокаменные.

img765.jpg

Собственно, вот такой я её и помню в 70-х...

Колонны из кирпичей - это интересно, на детали в то далёкое время внимания не обращала)

Я тоже.
Но в середине 1980 годов решил сделать довольно крупный макет
наличника церкви Успения на Покровке. Это "окно" было вмонтировано
в стену Донского монастыря, куда свозили многие арх. детали из зданий и церквей, подлежащих разрушению.
Несколько месяцев работал над ним.
И однажды, проходя около церкви Введения в Барашах, я увидел наличник окна
на апсиде. Это было почти копией наличника окна церкви Успения.
Тут интересно, кто у кого копировал. Но наличник церкви Успения был более сложный.
Вот так, тяжелая работа над отдельной деталью церкви, дала возможность
видеть и ценить те элементы экстерьера храма или здания, на которые раньше
не обращал внимания.
Макет окна верхней церкви. Изготовлен в 1986 году.

Очень интересно, спасибо, что обратили моё внимание на такие детали.

Нашел фотографию наличника церкви Введения в Барашах.

Наличник окна апсиды церкви Введения в Барашах.
На колоннах наличника нет капителей, как сложного и дорогого арх. элемента.

Спасибо, теперь можно сравнить!

Замечательный материал! Давно там небыл. Сейчас можно беспрепятственно туда попасть и снимать? Ранее все было перегорожено и с охраной. Снимать не давали.

Заходили с Романова переулка, охрана не выступала)

С Романова уже минимум лет 5 можно спокойно заходить и снимать.

Значит, уже лет пять я там не был... В ближайшее время отправлюсь...)

Здравствуйте!

В 1995-2002 гг. мы проводили там крупномасштабные раскопки (Московская археологическая экспедиция ИА РАН, руководитель работ Н.А.Кренке, я был заместителем). Из наиболее интересных находок XVI-XVII вв. - варочные дворовые печи из комплекса Опричного двора, а также подпольный Монетный двор, где на усадьбе родственников царя незаконно чеканились медные монеты. Были найдены предметы, относящиеся ко всему циклу чеканки: наковаленки, проволока, неотчеканенные заготовки, бракованные заготовки, монеты, чеканы, молотки...

Жадные они были эти Романовы, падкие на жульничество)))

Надо же - подпольный монетный двор! Очень интересная информация, спасибо!

Кстати, в подвале дома 4 по Романову переулку, в помещении ресторана "Тезорро" мы экспонировали кусочек обнаруженной каменной постройки 16 века. Постройка была найдена во дворе Универа, а потом перенесена внутрь подвала дома))) Если она сохранилась, то можно посмотреть, зайдя в ресторан))) А в холле первого этажа была выставка, посвящённая нашим работам)))

Edited at 2017-03-02 04:42 pm (UTC)

Кренке Н.А. Итоги раскопок на «Романовом дворе» в Москве / Кренке Н.А. //Краткие сообщения института археологии.

http://rusarch.ru/krenke1.htm

http://www.ras.ru/archaeology/3fde3666-1d1a-416f-938c-f5e95b05b90f.aspx

Кренке Н.А., Мельникова А.С., Зайцев В.В., 2000. Новый Дворцовый Денежный двор в Москве XVII в. (Денежная реформа 1654–1663 годов в контексте новых археологических открытий) // Очерки феодальной России. Выпуск 4. М.

Кренке Н. А. Археология Романова двора: предыстория и история центра Москвы в XII-XIX веках. Материалы охранных археологических исследований. Т. 12. М. ИА РАН 2010г. 524 с., илл.


Спасибо!
Слушай, вот одна печь экспонируется в БЦ. там в переулке. А остальные куда делись не знаешь? Уничтожены?

Остальные сохранились фрагментарно, выбрали наиболее сохранившуюся.)

Очень интересные ссылки, спасибо!

Там, на материке, сохранились следы домонгольской распашки и пара построек XII-XIII вв. Мы из слоя отобрали много образцов на разного вида ботанические анализы: карпологию, фитолиты, пыльцу... Получили срезы изменения ландшафтной ситуации по столетиям))) То есть, каким образом изменялась городская экология. Датировалось всё достаточно точно - по находкам, по С14. При этом мы отсекали общие анализы, а брали только из датированных комплексов - построек, погребённых почв и т.д.

А что значит - "на материке"?

На исходной геологической поверхности, на которую пришли люди, начали жить и начал откладываться культурный слой.

Спасибо, понятно)

Последнее фото интересное. Храм, как мираж в городском пейзаже.

Так и выглядит на самом деле.

Замечательный храм! Спасибо!

Он был в такой разрухе, а теперь - красавец!

Ну, дык, пищеблок там был...

Очень хороша! И отреставрирована прекрасно! Просто загляденье.

Я хорошо помню, какая церковь была.
И когда увидела её снова, была в восторге!

Спасибо большое за прекрасный репортаж.

И Вам спасибо за постоянное внимание!

Церковь, конечно, хороша!
А рядом с церковью есть редкий дореволюционный люк Вацлава Людвиговича Либерта.
Снимал его осенью, когда было темно. И поставил в план ближе к лету снять при нормальном освещении.

А вот этого я и не знала)

Рассказ интересный, прочитала с удовольствием! Церковь замечательно отреставрировали, она стала очень красивая, нарядная. К тому же, так приятно было окунуться в воспоминания, ведь это улицы и моего детства. Спасибо!))).

Здорово, правда!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account