galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой
galik_123
Новость из мира искусства



Выставки в Музее русского импрессионизма продолжают радовать знакомством с малоизвестными, но замечательными Мастерами. С одной стороны, приятно открыть такую яркую художницу, как Елена Андреевна Кисилёва (1878-1974), а с другой стороны - очень жаль, что живопись такого качества в силу исторических обстоятельств была на некоторое время незаслуженно забыта.
В 1967 году искусствовед из Воронежа М.И. Лунева выяснила, что Елена Киселёва-Билимович живёт в Белграде. Она списалась с художницей и переписывалась с ней до последних дней жизни Елены Андреевны. Беспокоясь о своем наследии, Киселёва передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась, - в Воронежский музей изобразительных искусств. Вот так в воронежском музее оказалась большая коллекция работ этой художницы.
В живописи Елены Киселёвой чувствуется дух того времени. Художница работала в разных жанрах, но её визитной карточкой заслуженно считается женский портрет. Характер её героинь передан через их позы, мимику, жесты, одежду. В картинах преобладают яркие насыщенные цвета. Портрет прекрасной Маруси стал лицом выставки "Элегантный век". Эту картину сама художница считала самой лучшей в своем творчестве. В 1929 году работу передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств мать Елены - Мария Эдуардовна, живущая в то время в Ленинграде.


Маруся, 1913

Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом. Киселевы были одним из самых передовых семейств города, много путешествовали, интересовались новыми изобретениями.
Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.
Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.


Невесты. Троицын день, 1907





Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.





Девушка в красном, 1907 (справа)












Портрет Александры Шварц, 1900-е. Завтрак. Портрет Павла Щеголева, 1911





Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.


Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург



Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908






Прекрасная гортензия, 1908

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.


Дома, 1908






Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910



Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910

Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.


На балконе, 1910






Портрет Лизы, 1910

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.


Розовый зонтик, 1910

Киселева быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Она много выставлялась как в России, так и в Европе.


В ресторане. Париж, 1911

В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.


Лилии, 1910-е

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.


Дачницы, 1915

С поэтессой Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась в Куоккале у Чуковских. Любовь Бродская рисовала, занималась росписью по ткани и была членом Союза художников.


Портрет дамы (портрет Любови Бродской), 1916




Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для неё живописные задачи важнее психологизма.


В парке, 1908 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.


Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского

В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.
На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.


Портрет сына, 1925

Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.


Базар в Которе (Черногория). 1925

В своих воспоминаниях Елена Киселёва писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".


Коновланка,1920. Черногорка, 1920



Прекрасные дамы, 1927

Когда началась вторая мировая война, профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.



В этот период в жизни семьи Билимович произошла огромная трагедия. В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь. Спасти семью сына от отправки в Германию не удалось. В 1944 году сын и невестка вернулись домой живыми, но здоровье Арсения было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер.



После кончины сына Елена Киселёва поставила окончательную точку в своём творчестве. В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.



Кроме картин, на выставке представлены четыре костюма, которые помогают почувствовать ушедшую эпоху. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией. В костюме использованы подлинные материалы начала XX века - шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён.









На выставке "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма - более 50 произведений Елены Киселёвой из частных собраний, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, предоставил значительную часть своей коллекции и выступил в качестве соорганизатора выставки.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Спасибо за экскурсию!

Всегда пожалуйста!

Замечательные работы и выставка!

Сильное эмоциональное впечатление!

Спасибо за знакомство с прекрасной художницей. Очень стильные работы, жалко мало написала. Заметил, что её любимый цвет шафранно-красный, очень чувственный цвет.

Дейтвительно, красного много в картинах! Смотрится в экспозиции великолепно!

Мне больше всего понравилась картина "В ресторане".

Правда, очень выразительная)

Картины прекрасные,музей красивый. На 5 фото Вы?

:-) Только положительные эмоции!

Прекрасные работы! Большое спасибо!

Очень приятно!

ОГРОМНОЕ спасибо!
Теперь уж мне точно нужно добраться до музея!))

Да, а то в Воронеж дальше будет)))

Помимо несомненных художественных достоинств работ Киселевой меня поразило еще то, что она была дочь математика, имя которого было известно всем советским школьникам. По его учебникам алгебры и геометрии учились поколения советских школьников.
А художницу мы открыли для себя только недавно, этой выставкой.



Конечно, как забыть учебники Киселёва. Ведь так и говорили - просто "посмотри у Киселёва"!

Прекрасные работы! Киселева была замечательной колористкой! В её работах есть что-то от Серова и от Бакста. Очень ярко, позитивно, жизнеутверждающе.
Спасибо!!

Киселёву уверенно можно поставить в ряд замечательных художников Серебряного века!

да, такая долгая яркая жизнь, такое творческое наследие ...и такое забвение...
Прекрасные картины!

А меня ещё удивляет, что картины уже около сорока лет висят себе в Воронежском музее, а мы так ничего и не знали о такой удивительной художнице...

Спасибо за знакомство с такой интересной художницей! Очень понравилось!

И мне очень понравилось)

Замечательно интересная художница, и судьба ее впечатляет. Спасибо за подробный рассказ и показ - фотографии отличные, немного людей создают эффект присутствия. И картины так ровненько сняты, я вот вечно борюсь с перекосами. Чуть встанешь не симметрично, камеру чуть приподнимешь - и уже нарушаются пропорции. )

Правда, очень талантливая! Мне, вообще-то, всегда очень нравится, как выглядят люди среди произведений искусства)...

Да, снимки зала очень оживляют, не не всегда ловко снимать людей. Костюмы тоже придают выставке шарм!

В этом новом музее всегда очень хорошо выстроены экспозиции.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account