galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Храм Архангела Михаила в Смоленске
galik_123

Архангельская (Свирская) церковь. Вид с северо-востока

Прошлым летом мы побывали у домонгольских храмов Смоленска, и тогда уже стало ясно, что нужно будет посетить каждый храм ещё раз. И вот мы снова у церкви Архангела Михаила или Свирской. Самый известный памятник смоленского зодчества домонгольского периода Свирская церковь гордо возвышается над Днепром. Совершенно исключительное своеобразие ей придают архитектурные пропорции и формы. Она вся как бы устремлена вверх. Это ощущение возвышенности и торжественности ещё более усиливается внутри храма. Нам очень повезло, что мы оказались в храме во время вечерней службы и слышали прекрасное пение церковного хора.

1. Церковь была возведена по указу смоленского князя Давида Ростиславича, княжившего с 1180 по 1197 год. В своё время она слыла великолепнейшим и богатейшим храмом во всей северной России. Киевский летописец так описывает ее: "Церковь Святого Архистратига Михаила!... Такое же несть в полунощной стране... и иконы и златом и серебром и жемчугом и камением драгым украшена" (История Государства Российского. III, 455 прим. 97).
Вся суровая история Смоленска отразилась в судьбе этой церкви. Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костёл. Восстановлен при царе Алексее Михайловиче. В это время были переложены своды и верха стен. В 1775-85 годах вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу.




2. В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.




3. В 1833 году в церковь Архангела Михаила была перенесена гробница князя Давида Ростиславича, найденная в руинах собора Борисоглебского монастыря. Ее судьба после закрытия монастыря неизвестна.




4. После революции храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского.




5. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Раскопками открыто не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Не менее чем на половину высоты уцелели только три памятника смоленского зодчества: помимо Свирской, это более ранние церкви Петропавловская и Богословская.
Неизвестную страницу древнерусского зодчества - формирование в Полоцке и Смоленске своеобразного аналога западноевропейской готики, позволили восстановить исследования Н.Н. Воронина, проведённые в послевоенное время. Оказывается, смоленские зодчие строили столпообразного храма и в других землях - в Новгороде, Пскове и, вероятно, в Рязани. В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Не исключено, что если бы развитие "высотной" архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике.




6. Через проездные ворота в колокольне входим на территорию храма.




7. Кирпичные стены колокольни побелены. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине.




8. Завершается колокольня легким восьмигранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки.




9.




10. Стены церкви сложены из плинфы - широкого плоского кирпича. Встречается лекальная плинфа для декоративных элементов, и трапециевидная в оконных откосах. Фасады оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в начале XVIII века, были побелены по тонкой известковой обмазке. Домонгольская часть здания сохранилась на высоту до сводов.




11. Храм представляет собой вытянутую вверх башню с тремя притворами - с севера, запада и юга, и апсидой с восточной стороны. Благодаря этому здание в горизонтальной плоскости образует крест. Храм имеет большие размеры: его ширина 28 метров, длина 28,6 метра, высота 38,5 метра. Чрезвычайно большая высота основного объема подчеркнута массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами.




12. Идея столпообразного храма с подчеркнутой вертикальностью композиции выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко.




13.




14.




15. Отличительная черта этой церкви - прямоугольные боковые апсиды. Центрическая ступенчатая композиция храма получила распространение в других местных школах зодчества Древней Руси. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде. Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления конца ХII века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений. С западной стороны фасад воспринимается как главный.


Архангельская (Свирская) церковь. Вид с запада

16.




17.




18. На фасадах выступающие ряды чередуются с заглубленными.




19. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посeредине.


Архангельская (Свирская) церковь. Вид с юга

20.




21.




22. В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П.Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века.




23. По проекту реставраторов С. С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой в 1976-1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы).




24. В 1985 году была закончена реставрация фасадов древнего храма, дошедшего до нашего времени в редакции середины XIX столетия.




25.




26. В основу проведённых работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений.




27.




28.




29. Вертикальные пропорции внутреннего пространства храма ещё более захватывают своей устремлённостью ввысь. Пение хора тоже возносится вверх.




30. Купол поддерживают массивные колонны, соединенные вверху арками. Свет в храм проникает через окна купола и через два ряда пробитых в стенах окон позднейшего устройства. Такое рассеянное освещение вместе с массивностью колонн, толщиною стен и древностью храма, создёт особое благоговейное настроение уже при самом входе в храм.




31. Алтарь состоит из трёх отделений: посередине - главный престол во имя Архангела Михаила, справа устроен престол во имя Алексия Божия человека, слева придел во имя Александра Невского. Для переходов из одного отделения в другое оставлены в толстых простенках с той и другой стороны главного престола высокие узкие отверстия.




32. В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Богослужение возобновлено в 1991 году. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века. Белокаменный резной иконостас и престол храма освящён в 1999 году.




33. Из домонгольских храмов Свирская церковь - единственная дошедшая до наших дней церковь башенного типа.




Архангельская (Свирская) церковь: 1. Реконструкция Н.И. Брунова. 2. Реконструкция П.Д. Барановского. 3. Реконструкция С.С. Подъяпольского. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 166, 167, 186.)



Обмерный план. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 168.)



Источник информации



promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Спасибо. Доеду ли когда-нибудь до Смоленска?

Шутите))). В Смоленск Ласточки сейчас ходят, три часа и Вы в Смоленске...

Какие шутки... всё никак не соберёмся.

В Смоленск и на выходные можно скатать, только на машине дольше будет...

Приветствую!

В качестве небольшого дополнения к строительству храма. При раскопках около храма были обнаружены мощные пятна извести. Раскопки прекратили, поскольку сочли эти пятна следами позднейших реставраций. На самом деле оказалось, что известковый раствор из этих пятен аналогичен раствору с плинфой. То есть при строительстве храма известковые печи для обжига извести располагались рядом с местом строительства, что логично.

Что интересно, при строительстве Пятницкой церкви в Новгороде, краем одного из шурфов была задета аналогичная конструкция печи.

Если бы эти артефакты археологи приняли бы за артефакты, имеющие непосредственное отношение к строительству, то мы бы имели рядом ещё один объект домонгольского времени, непосредственно связанный со строительством храма. Археологи бросили свои раскопы и там и там, поскольку долбить известковый цемент мало не покажется.)))

Но дело в том, что есть полноценные аналогии таким печам, а это именно печи, а не ямы, сохранились до нашего времени. Они есть в Европе, есть и у нас. На территории Руси во время раскопок такие конструкции просто бросались и не исследовались археологами, главным образом ввиду трудоёмкости исследования. Они считали их просто "пятнами извести"))) А там, внизу этих ям наверняка сохранились топки, не изучена система закладки топлива и материала (извести), единично были проведены сопоставления материала из таких печей и раствора на памятнике.

Две таких печи мы "исследовали" рядом с Монетным двором в Москве. Судя по находкам, они относились именно к Монетному Двору XVII века, а не к Китайгородской стене (по керамике в извести и рядом).



Edited at 2016-05-20 10:01 pm (UTC)

Очень интересное дополнение! Спасибо!

Замечательная архитектура!

Да, уникальная церковь!

Замечательный храм. Как древнерусский богатырь, сто спит в камне чутким сном...) Спасибо! Как и обещали - выполнили обещание рассказать о нем. Понравилось. Достаточно большое количество фотографий было использовано. Рассмотрел все подробно!

Спасибо, храм удивительный и по ощущению - защищённости и душевного спокойствия...

Интересно, как сохранился? Ведь столько баталий было.

Домонгольская часть храма сохранилась до сводов. Это очень много, удивительно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account